Первая мировая война и российское общество


8.5.  Примечания к теме 5

Оглавление

8.5.1. "Теперь идем вглубь России..."

Автор письма сообщает об отступлении русской армии в 1915 г.

8.5.2. Всероссийский земский союз, Всероссийский союз городов, Земгор.

Всероссийский союз городов был организован на совещании городских гласных 8-9 августа 1914 г. Он состоял из съезда уполномоченных от органов городского "самоуправления", Главного комитета из десяти членов, областных, городских и фронтовых комитетов. Главноуполномоченным этого Союза был городской голова Москвы, крупный капиталист М.В.Челноков, а его товарищами - А.И.Гучков и М.И. Терещенко. Одновременно, 30 июля 1914 г., был образован Всероссийский земский союз, объединивший земские учреждения 41 губернии. Первым главноуполномоченным стал помещик князь Г.Е.Львов. Оба союза оказывали помощь действующей армии в области снабжения продовольствием, эвакуации раненых и т.п. В июле 1915 г. были учреждены в центре и на местах объединительные органы, которые должны были координировать деятельность этих союзов - Главный комитет по снабжению армии (Земгор) и его губернские, уездные, городские комитеты при земских и городских управах и уполномоченных на фронтах.

8.5.3. Военно-промышленные комитеты (ВПК).

Военно-промышленные комитеты - буржуазные организации, созданные в 1915 г. по решению IX Всероссийского съезда представителей торговли и промышленности для содействия правительству в "деле снабжения армии и флота всеми необходимыми предметами снаряжения и довольствия". Состояли из Центрального военно-промышленного комитета- ЦВПК- (председатель Н.С.Авдаков в мае-июле 1915 г.; А.И.Гучков в июле 1915 - марте 1917 и в мае - октябре 1917 г.; Н.Н.Изнар в марте-мае и в октябре - декабре 1917; М.С.Маргулиес в декабре 1917 - июне 1918), областных и районных комитетов (в 1917 г. -242). Все они стали посредниками между государством и частной промышленностью. Ликвидированы осенью 1918 г. с передачей их предприятий и части аппарата Высшему совету народного хозяйства.

8.5.4. Особые совещания.

Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства и для обеспечения армии и флота предметами боевого и прочего материального снабжения было образовано 17 августа 1915 г.; ему предшествовало созданное в мае 1915 г. Особое совещание, в состав которого вошли представители Государственной думы и торгово-промышленных кругов Торжественное открытие Особого совещания по обороне и трех других одновременно с ним учрежденных особых совещаний - по топливу, по продовольствию и по перевозкам - состоялось 22 августа 1915 г. в Белом зале Зимнего дворца при участии императора. В состав совещания, председателем которого являлся по должности военный министр, входили председатели Государственного совета и Государственной думы и по 9 членов от каждой из законодательных палат. Кроме последних в совещании были также представлены министерства и ведомства; в него были включены также представители всероссийских Земского и Городского союзов и ЦВПК. При Особом совещании был образован ряд комиссий и комитетов. В частности, М.В.Родзянко возглавлял Эвакуационную комиссию совещания, А.И.Гучков - Комиссию по пересмотру норм санитарного и медицинского снабжения армии. После Октябрьской революции Особое совещание было преобразовано и перешло в военное ведомство. а оттуда - в Высший промышленный совет народного хозяйства; оно было переименовано в Совещание по финансированию, а затем упразднено 26 января 1918 г.

8.5.5. Замысел дворцового переворота.

Группа октябристов во главе с Александром Гучковым в борьбе с правительством пошла ешё дальше Прогрессивного блока. Они считали, что власть ведёт страну к поражению в войне и внутренней революции. Единственный способ предотвратить это - низложить Николая II. "Мне стало ясно, - вспоминал А. Гучков, - что государь должен покинуть престол". В конце 1916 г. многие видные октябристы вместе с некоторыми кадетами стали готовить дворцовый переворот. А.Гучков писал, что по замыслу "государь был бы вынужден подписать отречение с передачей престола законному наследнику". Октябрист Сергей Шидловский на одной из встреч заговорщиков с возмущением воскликнул о царе: "Щадить и жалеть его нечего, когда он губит Россию!". Заговор опирался на поддержку некоторых высших чинов армии. Генерал Александр Крымов говорил его участникам: "Настроение в армии такое, что все с радостью будут приветствовать известие о перевороте. Переворот неизбежен. Если вы решитесь на эту крайнюю меру, то мы вас поддержим". Заговорщикам передали сочувственную фразу генерала Алексея Брусилова: "Если придётся выбирать между царём и Россией, я пойду за Россией". Но все эти обсуждения, по словам А. Гучкова, "настолько затянулись, что не привели ни к каким реальным результатам".

8.5.6. Галицийская операция.

Image map5

Рис. 13




ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-27