Сталинизм: от новых источников к переосмыслению социального феномена


1.4.  Текст 4

Оглавление

Общество и власть: 1930-е годы. Повествование в документах. М., 1998. О проявлениях контрреволюционных настроений среди учащихся авиаинститута и техникума в Рыбинске. Записка А.Стецкого, март 1935 г. с. 103-104.

"По поручению Бюро КПК я был командирован в Рыбинск для проверки заявления секретаря Рыбинского ГК партии т. Костюкова на имя тов. Кагановича о вскрытии в Рыбинском авиаинституте и авиатехникуме ряда лиц с контрреволюционными, террористическими настроениями, опросил директора Душинова, руководителей парторганизаций Института, партийцев и комсомольцев учащихся, имевших отношение к фактам сообщаемых т. Костюковым. Подробно беседовал с т. Костюковым и его заместителем Ортенбергом, работниками ГК, уполномоченным НКВД т. Иващенко, а также с паторгом завода №26 т. Козловым, который является наиболее близким руководителем парторганизаций Института.

В результате моего ознакомления с обстановкой на месте выяснилось следующее. В авиаинституте среди студентов (всего учится там около 750 чел.) было обнаружено, что двое учащихся Некрасов и Воронов ведут контрреволюционные разговоры среди своих товарищей по Институту. Некрасов - сын железнодорожного служащего из Орла, комсомолец. Воспитывался в кулацкой среде, мать из кулацкой семьи, дядя раскулачен. Некрасов высказывал контрреволюционные взгляды жившим с ним вместе комсомольцам и раньше - год, два назад. Так, по поводу постройки Беломорского канала он говорил, например: "канал построили на человеческих костях". Это уже язык врага. В связи с убийством тов. Кирова, он начал вести гнусные разговоры о том, что "не стоило из-за Кирова рисковать жизнью, нужно было убивать не второстепенных, а основных вождей". В результате такого рода разговоров он и был разоблачён студентами - партийцами и комсомольцами уже в декабре 1934 г.

Второй - Воронов - сын специалиста, год рождения 1912, комсомолец, родом из Азово - Черноморского края. У Воронова также давно уже проявлялись контрреволюционные настроения, он исключался из Института ещё в Новочеркасске, отказывался от участия в субботнике, был ярким индивидуалистом, не принимал участия в общественной работе. Воронов тоже после 1 декабря повел уже махровые контрреволюционные разговоры об убийстве тов. Кирова. Он говорил: "По моему (оно) плохо организованно, прохлопали всё дело. Но ещё на этом дело не закончится". Студенты - комсомольцы спорили с ним, пока он не проявлял ещё террористических симпатий, но до конца его не разоблачили и только уже после 1 декабря, кода он проявил себя более определённо, они сообщили о Воронове в НКВД.

Третий факт проявления контрреволюционных настроений имел место в Авиатехникуме. Относится этот факт к учащемуся техникума Груздеву. Груздев - комсомолец, год рождения 1915, сын кулака из Ковровского района. Груздев опять - таки давно уже проявлял контрреволюционные настроения среди группы комсомольцев, живших вместе с ним в общежитии и до последнего времени эти комсомольцы, молча, слушали также контрреволюционные разговоры и не давали отпора.

Среди учащихся Института и Техникума других случаев проявлений контрреволюционных настроений не было. Все товарищи, с кем я беседовал - т. Костюков, Козлов - парторг завода №26, уполномоченный НКВД - т. Иващенко, - заявляют, что говорить о дальнейшем распространении контрреволюционных настроений, выявленных у Некрасова, Груздева, Воронова, нет никаких оснований. Уполномоченный НКВД подчеркнул, что все эти лица пришлые, недавно сравнительно прибывшие в Рыбинский район. Вся эта тройка (Некрасов, Воронов, Груздев) арестованы. По отношению к партийцам и комсомольцам, примиренчески относившимся к контрреволюционным разговорам, принять меры взыскания вплоть до исключения из партии и комсомола.

Помимо студентов в Авиаинституте НКВД были арестованы за контрреволюционные настроения ещё двое преподавателей - Земяков и Волков. Земяков в настоящее время освобождён.

На авиазаводе №26 были вскрыты и привлечены за контрреволюционные разговоры двое - счетовод Черемхин и рабочий Коновалов. Но здесь Коновалову был немедленно дан отпор рабочими- же, как только он начал эти разговоры. Обращает на себя внимание во всех этих делах по Авиаинституту и техникуму то, что контрреволюционные настроения и разговоры у трех арестованных впоследствии наблюдались уже давно, не встречали отпора, и были разоблачены только в последнее время, после убийства т. Кирова.

Отсюда первый вывод. В партийной и комсомольской организации института и техникума была крайне плохо поставлена партийно - массовая воспитательная работа, партийцы и комсомольцы не были вооружены пониманием партийных задач, бдительностью и непримиримостью. Чрезвычайно слабо была поставлена работа в кружках в сети партийного просвещения. В результате, партийцы и комсомольцы, слушая прямые выпады и речи врага, не шли в бой, не схватили контрреволюционера за руку. Я разговаривал с этими комсомольцами, - сейчас они понимают свою политическую оплошность и ругают себя за отсутствие бдительности. Особенно нужно обратить внимание на политическое воспитание комсомольцев. Какое значение это имеет - видно из следующего: в авиатехникуме из 450 учащихся всего 11 партийцев и 300 комсомольцев. В институте из 750 студентов - партийцев 120, комсомольцев - 400. Между тем, работа с ними поставлена плохо. Мне пришлось быть на испытании руководов комсомольских кружков и вот даже руководы далеко не все имеют представление о борьбе партии с зиновьевщиной, с троцкизмом, правыми".

Вопросы для обсуждения:

  1. Дайте характеристику данного источника.
  2. Что даёт документ для понимания общей политической ситуации в СССР в 30-е годы?
  3. Найдите слова, фразы, подтверждающие связь партийных "чисток" с убийством С.М. Кирова.
  4. "Классовый враг": нарисуйте его социально-политический портрет.




ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-26