Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв.


1.5.  Ваххабизм

Оглавление

В XVIII в. в Аравии возникло движение ваххабитов. Ваххабиты хотели вернуться к первоначальному исламу. Действительно, основываясь исключительно на тексте Корана и сунне, не допуская никаких толкований и разъяснений, они усматривали многобожие (ширк) во многих обычаях, уже давно допускаемых правоверами: в культе пророков, святых и могил. С их точки зрения, ни пророки, ни святые не могут в силу своей природы обладать познанием сокровенного, если только аллах не дарует им его свыше. Считать их заступниками - значит ставить какую-то другую силу выше могущества аллаха (только в день страшного суда пророк Мухаммед получит от аллаха власть для заступничества).

Image al_aqsa_mosque

Рис. 6

Ваххабиты не допускали, чтобы почитали что-либо сотворенное, например, чтобы простирались перед могилой, даже если это могила пророка, или чтобы с благоговением обходили вокруг нее или целовали камень, считающийся священным. Они порицали суеверия (веру в счастливые и несчастливые дни, приметы, ворожбу), не разрешали клясться именем пророка или членов его семьи. Наконец, в обыденной жизни они запрещали спиртные напитки, табак, музыку, танцы и игры.

Ваххабизм, названный так по имени его основателя Ибн Абд аль-Ваххаба (умер в 1787 г.), произошел не от хариджизма (как можно было бы предполагать), а, по крайней мере теоретически, от ханбалитского толка, который тщетно стремился восстановить начальную сунну. В начале XIV в. ханбализм оживил выдающийся богослов Ибн Таймийя, противники которого ожесточенно спорили с ним; он умер в тюрьме. В XVIII в. Ибн Абд аль-Ваххаб воспринял его учение и положил его в основу ваххабизма, суть которого заключалась в сильной реакции против быстро развивавшегося культа святых. Около 1740 г. Ибн Абд аль-Ваххаб и Ибн Сауд объединились для того, чтобы вместе распространять ваххабизм; один взял духовную власть, другой - светскую. Они основали в Неджде государство, успехи которого встревожили Порту. В 1801 г. они разграбили шиитские святилища, а в 1806 г., повторив подвиг карматов, взяли Мекку, разрушили мечети и кафедры, пощадив только Каабу. Затем они овладели Мединой и осквернили могилу пророка После этого их набеги, приостановившие движение паломников, распространились на Сирию и Месопотамию. Именно тогда, в 1811 г., Мухаммед Али, незадолго до того истребивший египетских мамлюков (противников Бонапарта), получил от Порты приказ обуздать ваххабитов. Он добился этого только к 1818 г. но его усилия пропали даром: ваххабитское государство вскоре было восстановлено.

Примерно в то же время в Индии, где пережитки язычества и культ святых господствовали с давних пор под влиянием брахманистского многобожия, Ахмед стал проповедовать подобное же учение. В наши дни ваххабизм как в религиозном, так и в политическом отношении восторжествовал в большей части Аравии. Он проник даже в сопредельные с ней страны - Месопотамию и Сомали, особенно после того как султан Ибн Сауд низверг эфемерную хиджазскую шерифскую династию...

Источники: Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1982; В.В.Бартольд. Ислам. Исторический очерк. Пг. 1918. Ислам: сборник статей. М., 1931.

1.5.1. Первое и второе государство Ваххабитов в Аравии

...В наше время громкую известность приобрела мусульманская секта ваххабитов. В 1924 г. ваххабитские войска, как казалось, неожиданно разорвали все хитросплетения английской дипломатии и быстро изменили политическую карту Аравийского полуострова. Возникновение этой новой секты относится ко второй половине XVIII столетия, когда среди недждийских племен появился страстный проповедник Мохаммед Ибн Абд аль-Ваххаба. Он сам был уроженцем одного из малоизвестных местечек Неджда, где получил образование под руководством своего отца в духе наиболее ретроградного ханбалитского толка.

Затем он старался расширить и углубить это домашнее образование, для чего посетил Медину, Мекку, Басру и Багдад, изучая мусульманское богословие и право. С особым прилежанием и увлечением этот странствующий студент изучал сочинения известного аскета и полемиста XIV века Ибн-Таймийи, который всю свою жизнь посвятил бесполезной борьбе с различными новшествами и заимствованиями, проникшими в вероучение и культ ислама. Он неустанно призывал своих современников-мусульман отказаться от чуждых наслоений, которые, как он учил, искажали их религию; единственное спасение он видел в бесповоротном возврате к порядкам, существовавшим в начальной мусульманской общине. Он наивно верил, что мусульмане легко и сразу могут вернуться к обстановке времен "арабского пророка", если только искренне захотят этого. С неистощимым упорством фанатика Ибн-Таймийя всю жизнь боролся с представителями казенного правоверия, подвергаясь преследованиям и пыткам, и умер в дамасской тюрьме. Прошло четыре века, прежде чем была сделана попытка провести в жизнь его учение. Ибн Абд аль-Ваххаб, внимательно изучая произведения мусульманских богословов и правоведов и пристально наблюдая жизнь современных ему мусульман, вполне соглашался с выводами непризнанного борца за первоначальную чистоту ислама. Вполне естественно, что с течением веков обряды и обычаи мусульман сильно изменились. В учение и практику ислама проникло много заимствований и нововведений, вызванных потребностями усложнившейся экономической, социальной и политической обстановки, в которой жили мусульманские народы. Иджма освящала своим авторитетом все новые установления и порядки, появлявшиеся в мусульманском обществе в результате его исторического развития. Конечно, официальное учение ислама и общественно-политический строй мусульман в XIV, а тем более в XVIII веке, резко отличались от учения и строя первоначальной мусульманской общины.

В больших торговых городах Турецкой империи, в которых пришлось побывать Ибн Абд аль-Ваххабу, буржуазия и чиновничество жили богато и весело. На улицах и в мечетях он встречал людей, носящих шелковые одежды и увешанных драгоценными украшениями; у себя дома эти богачи объедались лакомыми кушаньями, подаваемыми им на серебряных подносах, и неумеренно пили различные возбуждающие и одуряющие напитки из золотых кубков. Табак и кофе являлись неизбежными спутниками досуга и отдыха у большинства мусульман. Суровый ханбалит, ум которого был односторонне развит изучением богословских сочинений, был склонен строго осуждать подобные излишества и роскошь. Его не возмущали ужасающая бедность и унизительное бесправие большинства его единоверцев на ряду с непомерным богатством и узаконенным самодурством господствующего меньшинства. Он не задумывался над причинами имущественного и социального неравенства современных ему мусульман; существующий порядок он считал вполне разумным и законным. Смотря на мир глазами своего излюбленного автора Ибн-Таймийи, - он разделял всех мусульман на праведников и грешников. К разряду грешников он относил всех тех, кто одевался в шелк, или носил украшения из золота, серебра и драгоценных камней, или курил табак, или пил кофе. Грех таких мусульман заключался в том, что они уклонились, как он говорил, от чистоты начального ислама, когда были неизвестны такие разорительные обычаи.

В Медине, где Ибн Абд аль-Ваххаб корпел над старыми - рукописями, он мог быть свидетелем суеверного почитания могилы "арабского пророка". Исторический образ "основателя ислама" был до неузнаваемости искажен благочестивым преданием. В представлении большинства мусульман Мохаммед превратился в какого-то мифического полубога, постоянного заступника своих многогрешных последователей перед престолом Аллаха. Многочисленные паломники, ежегодно посещавшие "мечеть пророка" в Медине, молились над его могилой и склонны были воздавать "святому" мертвецу чуть ли не божеские почести. Вообще были широко распространены почитание святых и вера в чудесные исцеления на их могилах или от различных предметов, которыми эти чудотворцы пользовались при жизни. Поминовение покойников, плач и вопли над могилами, постройка надгробных сооружений, являясь пережитками культа мертвых, глубоко вошли в обычаи ислама. Разнообразные монашеские ордена с самыми разными уставами, а также множество шарлатанов и святош нагло обманывали и обирали доверчивые и легковерные мусульманские массы. Все это возмущало и ужасало Ибн Абд аль-Ваххаба не своей нелепостью и дикостью, а несоответствием, как ему казалось, с основными положениями "чистого ислама".

Ибн Абд аль-Ваххаб считал культ святых, установление монашества и почитание покойников безусловным проявлением многобожия. Будучи последовательным, он отрицал авторитет иджма, утвердивший все эти беззакония. Только коран и раннее предание, засвидетельствованное ближайшими "сподвижниками пророка", могли служить, по его мнению, источниками веры, культа и права ислама. Все, что не подтверждается и не предписывается кораном и ранним преданием, должно быть отметено и уничтожено, как чуждое истинному исламу.

Джихад - вооруженная борьба с немусульманами во имя торжества ислама - считался уже только историческим воспоминанием в Турции XVIII века. Но Ибн Абд аль-Ваххаб признал, что "священная война" является одной из главнейших обязанностей каждого истинного последователя "чистого ислама". Эта война должна быть объявлена в первую очередь тем нечестивцам, которые, называя себя мусульманами, осквернили начальный ислам чуждыми заимствованиями и превратили его в многобожие. Проще говоря, надо было воевать со всеми мусульманами ради обращения их на путь истинный. В поисках реальной силы для проведения коренной "реформы" ислама Ибн Абд аль-Ваххаб обращался к различным влиятельным правителям, но всюду встречал насмешливо - отрицательное отношение. Непосредственное обращение с проповедью к мусульманской массе вызвало самое неблагожелательное отношение турецких властей к беспокойному проповеднику. Ибн Абд аль-Ваххабу предстояла незавидная карьера его знаменитого предшественника и учителя Ибн-Таймийи, то есть постоянные преследования и смерть в тюрьме. Однако, изгнанный турецкими властями из Ирака, неутомимый проповедник нашел благоприятную почву для своего учения у себя на родине - в Неджде.

Арабские племена центрального аравийского плоскогорья Неджда издавна занимались земледелием в оазисах и скотоводством в степях. Среди этих оседлых, полуоседлых и кочевых племен стал обнаруживаться значительный хозяйственный кризис, который приводил их в состояние глухого брожения. Появление Ибн Абд аль-Ваххаба в Неджде привело к тому, что местные племена выступили под лозунгами его учения.

Проповедь Ибн Абд аль-Ваххаба, призывавшего к распространению своего учения силой оружия, совпадала с интересами его недждийских соотечественников. Само учение вполне соответствовало простым условиям жизни этих племен. Здесь можно было наблюдать отношения родового строя и натурального хозяйства. Мусульманское вероучение и культ отличались в этих местностях самыми примитивными формами.

Ибн Абд аль-Ваххаба был радушно принят эмиром Диръии, обещавшим ему помощь и содействие. Этот эмир, по имени Мохаммед Ибн-Сауд, был первым деятельным ваххабитом, как отныне стали называть последователей Ибн Абд аль-Ваххаба. Число его приверженцев быстро возрастало, поскольку его проповедь способствовала объединению недждийских племен для общего предприятия. Скоро ваххабиты показали жителям соседних областей свою силу и стремительность. В 1801 г. ваххабитские отряды проникли в Ирак и заняли "святые" города шиитов - Неджеф и Кербелу. По преданию, в этих городах были погребены тела Али и Хусейна, которых шииты считают основоположниками своей религии. Значительные богатства скопились в этих местах предполагаемого погребения двух шиитских имамов в результате щедрых пожертвований и ежегодных приношений многочисленных паломников. Роскошные сооружения высились над могилами этих главных шиитских святых. Ваххабиты налетели неожиданно, как сокрушительный смерч пустыни. Они разрушили все признаки "многобожия", перебили всех сопротивлявшихся и пытавшихся оказать сопротивление и захватили богатейшую добычу. Вскоре после этого набега бурная лавина ваххабитов обрушилась на Хиджаз.

В 1803 г. отряды ваххабитов уже стояли перед воротами Мекки, которая не могла оказать сопротивления их сокрушительному напору. Заняв город, они начали быстро и неуклонно проводить "реформу" ислама. Жители "святого города" скоро убедились, что кнут является великолепным средством для насаждения показной набожности. Немилосердно стегая плетьми всех нерадивых в исполнении обрядов и совершении молитв, ваххабиты ввели образцовый внешний порядок: все делали вид, что заняты постом или молитвой. В Медине ваххабиты разрушили золоченый купол над "мечетью пророка" и наложили руку на сокровища, хранившиеся в ней. В знак протеста против общераспространенного почитания пророка они с остервенением плевали на его могилу.

"Святые города" приняли унылый и постный вид, Музыка и общественные увеселения были воспрещены новыми господами положения. Приток паломников сильно сократился, а это значительно уменьшило доходы жителей Хиджаса. Особенно невесело и нелегко жилось под властью ваххабитов представителям культа.

Лишенная доходов и власти, местная знать должна была способствовать своим авторитетом успехам "реформаторской" деятельности ваххабитов. Глава местного духовенства одобрял в специальных фетвах все мероприятия вооруженных поборников "чистого ислама". Часовни, мавзолеи и прочие источники доходов, которыми кормились местные служители культа, были разрушены ваххабитами, а местный духовный глава не только не протестовал против такого "святотатства", но еще публично признавал, что такие деяния вполне соответствуют предписаниям религии.

Военные успехи ваххабитов возбуждали серьезные опасения турецкого правительства. Своими неожиданными набегами они беспрестанно тревожили пограничные области Сирии. Появляясь там, где их менее всего ожидали, они создавали состояние постоянной паники среди мирного населения и держали в напряжении турецкие гарнизоны. Для предотвращения ваххабитской угрозы требовались значительные военные силы, каковых не имелось в распоряжении константинопольского правительства.

Наконец, усмирение ваххабитского восстания было поручено египетскому паше. Прошло уже около десяти лет со времени первого выступления ваххабитов, когда египетская армия, в 1811 году, высадилась в Ямбо. Однако борьба с ваххабитами представляла чрезвычайные трудности. Пока они находились в союзе с хиджазским племенами бедуинов, египетские войска не могли добиться решительного перевеса над ваххабитами, которые не раз наносили им чувствительные поражения. По прибытии второй экспедиционной армии египтяне захватили все крупные центры Хиджаза и вытеснили врага из этой области. Это произошло только к концу третьего года военных действий. Ваххабиты были оттеснены, но не сломлены и не разбиты. Решительная победа могла быть одержана только в Неджде. Однако попытка проникнуть в эту область, к истокам ваххабитского движения, окончилась полной неудачей: с большими потерями вернулась египетская армия из похода по песчаной пустыне, не достигнув цели. С ваххабитами был заключен мир, который был тотчас же нарушен, как только прибыли свежие войска из Египта под начальством Ибрахима-паши (1816 г.). Новый военачальник оставил неудачную тактику действия напролом. Путем подкупов, обещаний и интриг он отколол от ваххабитов племена, кочевавшие на подступах к Неджду. С их помощью он достиг центральной Аравии и нанес ваххабитам решительное поражение, завершенное взятием их столицы Диръии. Ваххабитский предводитель был взят в плен, отправлен в Константинополь и там казнен в конце 1818 г. Современникам казалось, что ваххабизм окончательно сломлен и обречен на жалкое вырождение в степях и оазисах Неджда.

Однако наши годы явились свидетелями вторичного выступления ваххабитов. Многолетняя борьба и соперничество племен северного и южного Неджда завершилась победой Ибн-Сауда, который во главе южно-недждийских племен уничтожил своего северного противника - эмира из Шаммара. Тогда ваххабитские силы объединенного Неджда выступили в 1924 г. против соседнего Хиджаза, правительство которого возглавлялось ничтожным и жалким королем Хусейном. Не встретив серьезного сопротивления, ваххабиты заняли "святую землю" мусульман и оказались обладателями двух "святых городов" - Мекки и Медины. Ваххабитское государство Ибн Сауда простирается теперь от Персидского залива до Красного моря, гранича на севере с подмандатными арабскими государствами. Современные ваххабиты значительно отличаются от своих наивно фанатичных предков, захвативших те же области сто лет тому назад. Их теперешние организация и учение носят признаки большого усовершенствования. Ядром современного объединения ваххабитов является так называемый ихван (братство). Такие братства ваххабитов состоят из трудолюбивых земледельцев, в мирное время занятых возделыванием плодородных оазисов. В случае военных действий они составляют наиболее дисциплинированные и боеспособные отряды ваххабитских ополчений. Оседание на землю и переход к земледелию являются одним из наиболее крупных фактов ваххабитской истории последних десятилетий. Одновременно с этим проникновение торгового капитала в среду ваххабитских оседлых и кочевых племен разлагает родовые отношения и натуральное хозяйство. В этом и кроются причины последнего движения ваххабитов. Религиозная программа ваххабитов вполне определенно выражена в речи их современного предводителя Ибн-Сауда, произнесенной в присутствии представителей индийских мусульман летом 1925 г. В этой речи он призывает всех мусульман обратиться к "старой вере благочестивых предков". "Моя вера, - говорит он далее, - это вера благочестивых предков... Всякий раз, когда имеется ясный стих корана или подлинный хадис или предписание, восходящее к первым четырем халифам или подтвержденное совместными поступками сподвижников пророка; когда возможно установить согласие четырех имамов, основателей правовых школ, или единодушное мнение их ученых последователей, строго придерживающихся корана и сунны, во всех таких случаях я принимаю их веру и исповедую то, что исповедовали наши благочестивые предшественники". Это является настоящей клятвой верности старым вековым устоям мусульманского правоверия. Разрушение часовен и гробниц не является теперь их главным занятием. Хотя и в наши дни они считают предписания древнего шариата непоколебимыми устоями людских взаимоотношений, а кнут - лучшим средством для создания набожного настроения, все же они принуждены делать много уступок современному исламу. Исламский конгресс, созванный правительством Ибн-Сауда в Мекке в 1926 г., показал, что представители современного ваххабизма могут легко сговориться с деятелями правоверного суннитского ислама. Популярность ваххабизма среди сторонников различных "реформаторских" и модернистских течений в исламе показывает не силу ваххабитских "реформаторов", а слабость поборников обновления ислама.

Источники: Беляев Е. Мусульманское сектантство //Ислам: сборник статей. М., 1931.

Вопросы и задания

  1. Прочитайте предложенные выше тексты.
  2. Найдите главные факторы, обусловившие появление ваххабизма в Аравии.
  3. Какое впечатление производят рассказы о жизни Мохаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба?
  4. Дайте характеристику основным принципам учения ваххабизма.
  5. Сравните обстоятельства появления двух ваххабитских государств в Аравии.
  6. Обсудите эти вопросы с товарищами в группе.
  7. Напишите текст своей интерпретации событий, связанных с историей ваххабизма.



ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-26