Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв.

1.3.  Ислам после смерти Муххамеда. Предания (хадисы)

Оглавление

Вопросы и задания

  1. Прочитайте предложенные ниже тексты.
  2. Найдите главные факторы, обусловившие особенности канонизация учения ислама после смерти Мухаммада.
  3. Дайте характеристику основным принципам Ислама.
  4. Дайте определение хадисам, другим терминам, применяющимся для описания исламской традиции. Используйте словарь терминов из истории ислама.
  5. Обсудите эти вопросы с товарищами в группе.
  6. Напишите текст своей интерпретации событий, связанных с историей ислама после смерти Мухаммада.

В рассказе предания о похоронах Мухаммеда несколько раз говорится о раздававшемся откуда-то таинственном голосе, разрешавшем все сомнения. По-видимому, это считалось последним следом того непосредственного общения с внеземной силой, которое исчезло для ислама вместе с Мухаммедом. Мусульманская держава оставалась еще некоторое время после Мухаммеда "теократией" в смысле признания ее истинным

1.3.1. Сунна

Пока Мухаммед был жив, он управлял мусульманской общиной, но когда он умер, оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов. Поэтому пришлось подумать о том, что могло бы заменить пророческие откровения, которые при жизни Мухаммеда пополняли Коран всякий раз, когда это бывало нужно. В начале применяли три способа. Если ответа на какойлибо вопрос не могли найти в Коране, прибегали, во-первых, к "прецедентам", т. е. брали за образец действия и поступки Пророка (сунна); во-вторых, к древним обычаям Медины (из которых немало заимствований делал и сам Мухаммед); наконец, за неимением лучшего судья обращался к собственному чувству справедливости (рай).

Image blue_mosque_2

Рис. 3

Таким образом, уже в раннем периоде ислама проявились две противоречивые концепции, С одной стороны, использование предписаний закона, исходивших от Пророка,- концепция, основанная на документах; с другой - независимое исследование вопроса - концепция умозрительного характера. В первый период ислама факих (законовед, от фикх - законоведение), чтобы восполнить недостаток законодательных положений Корана и весьма ограниченное количество "прецедентов", должен был прибегать к раю, но этот прием, который получит большое распространение в более поздние времена, был в тот период почти вытеснен сунной, приобретавшей все большее значение.

Что же такое сунна? В Коране встречаются выражения "сунна предков" и "сунна Аллаха" в значении поведения аллаха по отношению к древним народам, подвергшимся каре за свое неверие. Но вне Корана слово "сунна" означало деяния, поступки и слова Мухаммеда. Соблюдать сунну могло в известном смысле означать: подражать Мухаммеду. В расширенном значении сунна - свод обычаев и правил поведения древней общины - означала практику и теорию мусульманского правоверия. Она, так же как у евреев, передавалась устно и служила дополнением к писаному закону. Кто отходил от нее, впадал в состояние биды - "нововведения, новшества". Со временем слово бида получило значение "ересь" и даже стало синонимом слова "куфр": "полное неверие". Между тем бида являлась результатом заблуждения, допущенного в поисках истины, тогда как куфр - акт умышленного сопротивления. Но если консерваторы наложили запрет на нововведения, то либералы, учитывая эволюцию ислама, иногда разрешали его при условии "согласного мнения" религиозных авторитетов (иджма).

Вскоре было объявлено, что если сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без сунны. Отсюда правоверные мусульмане получили название "ахль ас-сунна" - "люди сунны", или "сунниты".

Распространителями сунны выступали сподвижники Мухаммеда, в соответствующих случаях вспоминавшие о его поступках, словах и даже молчании, которые могли служить примером при определенных обстоятельствах. Таким образом, сунна очень рано была призвана дополнять "слово Аллаха" независимо от того, согласовалась ли она с ним, давала ли толкование на него или вводила новые положения. Это породило наряду с правоведами, толковавшими и обсуждавшими тексты, определенную категорию ученых, задавшихся целью собрать и записать все предания (хадисы), касавшиеся даже мельчайших подробностей жизни Мухаммеда и его сподвижников.

Источники: Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1982; В.В.Бартольд. Ислам. Исторический очерк. Пг. 1918.

Собиратели преданий-хадисов, которых насчитывалось тысячи, прежде всего обращались к еще жившим сподвижникам Мухаммеда (сахиб, мн. ч. сахаба), позднее - к табиун (преемникам сподвижников, первому поколению после Мухаммеда), а еще позднее - к "преемникам преемников". Хадис обязательно состоит из двух частей: текст (матн) и стоящие перед текстом имена тех, кто его сообщил, и тех, кому его сообщили (иснад - основание, опора).

Вот, например, одно из хадисов, приписывающее Мухаммеду следующие слова:

"Люби бедных; всегда взирай на тех, которые стоят ниже тебя, и не взирай на тех, которые стоят выше тебя; не проси никогда ничего ни у кого; храни верность родственникам, хотя бы они и причиняли тебе горе; говори всегда правду, как бы она ни была горька; не позволяй совращать себя оскорбления ми с пути божьего..."

Image makkah_tn

Рис. 4

Во время своей экспансии ислам пришел в соприкосновение с иноземными идеями и институтами. Это вызвало социальную эволюцию, и собиратели преданий постепенно пришли к pia fraus (невинному обману); они модернизировали некоторые предания, являвшиеся явными анахронизмами, поражавшими самих мусульманских критиков; они поступали так, чтобы привести эти предания в соответствие с юридическими потребностями своего времени.

Эта эволюция хадисов происходила не без влияния религий покоренных народов. Гольдциер открыл в хадисах отголоски христианских евангелий и апокрифов, древнееврейских и эллинистических идей, вложенных в уста Мухаммеда с воспитательной целью. "Это одна из самых увлекательных проблем... определить, из каких источников по очень далеким ответвлениям происходят эти разнородные материалы, и открыть течения, о существовании которых они свидетельствуют". Исследователи ислама Гольдциер и Снук Хюргронье доказали, что во многих хадисах отражены те идеи, которые господствовали в исламе первого периода, и это придает им несомненную ценность для изучения истории эволюции ислама. Некоторые хадисы содержат политические тенденции, выказывая благосклонность или недоброжелательство то к сторонникам Османа, то к Алидам и тем самым давая возможность установить время, когда они были записаны.

Но так же, как это происходило с Кораном, мусульманские ученые очень рано приступили к текстуальной критике хадисов. Их критика была направлена главным образом на передатчиков текстов, имена которых содержались в иснадах. Много трудов было посвящено изучению биографий этих лиц и выяснению того, в какой мере они заслуживают доверия. Последний вопрос нередко служил предметом оживленных споров. Все это привело в конечном счете к установлению довольно сложной классификации хадисов по степени их достоверности, основанной на надежности передатчиков, с чьих слов они были записаны. Было составлено много сборников хадисов. В первое время в таких сборниках хадисы располагались по именам передатчиков каждого из них (по иснадам, откуда произошло название муснад, даваемое такого рода сборникам). Позднее хадисы стали располагать по темам, а сборники разделяли на главы; отсюда название таких сборников: мусаннаф - разделенный на категории (санф). Шесть сборников второго рода, составленных в IX в. учеными-иранцами, считаются текстами, по своей авторитетности следующими непосредственно за Кораном. Роль иранцев в богословских науках была очень значительна, и великий арабский историк Ибн Хальдун признает это, говоря: "Весьма примечателен тот факт, что большинство мусульманских ученых, выделявшихся своими познаниями, было иностранцами. Примеры другого рода чрезвычайно редки.., Так было с людьми, знавшими на память хадисы... В большинстве случаев они были иранцами по национальности. Все великие ученые, изучавшие основы правоведения, все те, кто выдвинулся в области догматического богословия, и почти все толкователи Корана были иранцами... Преподавание всех наук стало специальностью иранцев".

В то время мусульманские ученые достигли известного единства мнений, так как укрепилось политическое единство ислама. Следовательно, авторы сборников хадисов не выступали в роли смелых новаторов, иногда им приписываемой; их заслуга состояла только в том, что они собрали хадисы, считавшиеся тогда подлинными. Впрочем, авторитетность их сборников получила всеобщее признание только по прошествии некоторого времени. Впоследствии были изданы избранные места из них и были написаны комментарии (ведь хадисы зачастую были изложены архаическим языком, требовавшим пояснений). Они заняли свое место среди предметов, изучавшихся в университетах и школах мусульманского мира.

Источники: Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1982; В.В.Бартольд. Ислам. Исторический очерк. Пг. 1918.




ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-26