Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв.


1.1.  Геополитические факторы появления ислама. Религиозные воззрения жителей Аравии до появления ислама

Оглавление

"Для правоверного мусульманина рождение и возвышение его религии - чудо, ошеломляющий успех миссии Пророка - убедительнейшее подтверждение ее истинности. Даже неверующий сочтет если не чудом, то по крайней мере, чем-то необыкновенным тот факт, что на таком узком фундаменте, как население и цивилизация языческой Центральной и Северной Аравии, могло вырасти столь величественное и великолепно построенное здание".

"...Политическая история ислама содержит парадокс, свойственный только этой религии: это - история превращения некой арабской секты в контролируемую общиной империю и, более того, в универсальное религиозное сообщество, которое первоначально не носило политического характера, хотя и играло определяющую роль в политических событиях и навязывало свои собственны ценности другим культурам. Иными словами, не физическое господство, а культурная мощь нового учения, не возникновение его в определенном географическом и интеллектуальном регионе, но имманентный ему универсализм были решающими факторами его развития".

Густав фон Грюнебаум

1.1.1. Почему в Аравии в VII веке появился ислам?

В истории появления и распространения ислама исследователи находят географические, этнические, культурные, экономические и политические (внешние и внутренние) причины.

Задание 1.1. Обсуждение в группе учащихся причин появления ислама в VII веке на Аравийском полуострове

  1. Прочитайте предложенные ниже тексты.
  2. Найдите главные факторы, обусловившие появление ислама в "нужном месте в нужное время".
  3. Какой из перечисленных в текстах факторов сыграл наиболее важную роль в генезисе ислама.
  4. Какую роль перечисленные ниже факторы могли играть в дальнейшей истории ислама?
  5. Обсудите эти вопросы с товарищами в группе.
  6. Напишите текст своей интерпретации объяснения генезиса ислама для учащихся.

1.1.2. "Изолированная и недоступная страна"

Полуостров Аравия - можно сравнить с большим прямоугольником, расположенным между Африкой и азиатским материком. Площадь Аравии более 2 млн. кв. км. Рельеф полуострова своеобразен: со стороны Красного моря, формирующего западную границу, с Северо-Запада на Юг, от Хиджаза до Йемена, растянулся горный массив, который спускается на восток до низменности, образовавшей на берегу Персидского залива. С трех сторон Аравия омывается морями, а единственная сухопутная граница пролегает по сирийской пустыне. И поскольку пересечь пограничную пустыню было также трудно, как и высадиться с моря на почти лишенный гаваней берег, Аравия долгое время оставалось изолированной и недоступной страной, обитатели которой считали ее "Джазират аль-Араб"(Jazirat al-Arab) - островом арабов.

Климат полуострова отличается двумя особенностями: высокими дневными температурами и недостатком влажности. Благодаря особенностям рельефа осенние муссонные дожди проходят только в Йемене, Омане и иногда в северных пограничных пустынях, редко достигая внутренние районы Аравии.

1.1.3. Население Аравийского полуострова

На рубеже VI-VII веков большинство населения Аравии составляли скотоводы-кочевники. Их и называли арабами 'араб, а'раб, 'урб, 'урбан. Лишь после VII века это наименование (этноним) распространилось и на оседлое население тех стран, которые приняли ислам и перешли на арабский язык. В эпоху до VII века даже жители Южного Йемена, занимавшиеся земледелием противопоставляли себя арабам, хотя их язык был очень близок к диалектам кочевых племен.

Арабский язык принадлежит к семитской ветви, куда входят все древние языки Ближнего Востока: вавилонский, ассирийский, арамейский, а также ахмарский и некоторые другие языки Эфиопии. Наиболее родственен арабскому древнееврейский и его современный вариант - иврит. Ученые считают, что в глубокой древности, возможно еще в III тысячелетии до нашей эры, предки арабов и евреев составляли одну этническую и языковую общность в Северной Аравии.

Источник: Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. - М.:Политиздат, 1990. - С.9-11

Дж.Сандерс считал, что этноним "араб"могло быть связано с еврейскими корнями: "абхар"(abhar) - двигаться, проезжать, проходить. Его могли применять только по отношению к жителю пустыни, "бадв"или бедуину, противопоставлявшимся жителям городов и крестьянам.

Источник: Saunders J.J. A History of Medieval Islam. - L.-N.Y.: Routeledge, 1996. - P.3.

1.1.4. Образ жизни бедуинских арабских племен

Следовательно, кочевничество стало характерной чертой жизни обитателей полуострова Аравия с незапамятных времен. Будучи зависимыми от сезонных циклов, они проводили четыре летних месяца с июня по сентябрь у колодцев (источников воды) на своей племенной территории терпеливо снося жару, жажду и душные песчаные бури, а в октябре с первыми дождями, помогавшими появляться на несколько недель чахлой траве, отправлялись к своим пастбищам. Спустя семь или восемь месяцев странствий, во время которых истреблялась вся растительность на пастбищах, они приходили опять к своим колодцам, чтобы ждать нового сезона. Чувство постоянного голода едва заглушала ежедневная еда из риса, фиников и верблюжьего молока, одежда древнего бедуина, состоявшая из длинной рубахи, ниспадающего верхнего платья и специального головного убора подвязанного веревкой, была сильно поношенной. Все нехитрые пожитки: палатка из грубой ткани из овечьей шерсти, небольшое количество матрацев, горшков для приготовления пищи и сосудов для воды, помещались на одном двух верблюдах. Каждая бедуинская палатка служила укрытием для одной семьи. Несколько семей составляли "кавм"или клан, а кланы связанные кровным родством составляли "кабилах"или племя. В племенной жизни главным отличием было равенство. Вожди племен или шейхи были первыми среди равных, выбиравшихся старейшинами-мужчинами. В их обязанности входило повседневное управление и защита от нападения врагов. Межплеменные войны при такой организации общества были неизбежными. Столкновения, происходившие из-за обладания колодцами или источниками воды, овцами, верблюдами или пастбищами, называли "газв"или набег на территорию другого племени. Поскольку никакая верховная власть не признавалась, преступление, совершенное членом одного племени против члена другого племени, если совершивший его не выплачивал большую компенсацию, приводило к длившейся иногда несколько поколений кровной мести (кровной вражде).

Источник: Saunders J.J. A History of Medieval Islam. - L.-N.Y.: Routeledge, 1996.

Обитатели пустынь могли улучшать свое экономическое положение, только вторгаясь в цивилизованные области, где власть правительств стала с недавних пор ослабевать. Иными словами, политический фактор играл, вероятно, играл большую роль в жизни населения, чем климатический и экономический.

Источник: Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600-1258). М.,1986.

Арабы (это наименование переводится приблизительно как "бодяга"или "кочевник")обжили полуостров, вероятно, в не слишком далеком прошлом. Поскольку их жизнь зависела от мелкого рогатого скота и ослов, они кочевали в пределах степей; образ жизни бедуина-верблюжатника, которому старинная традиция приписывает невероятную древность, на самом деле имеет относительно недавнее происхождение и достоверно известен лишь примерно с IX века до н. э. Именно верблюд сделал пустыню проходимой; он в состоянии нести груз в 250 кг, а судя по данным некоторых авторов и до 600 кг. Верблюд может покрывать за день расстояние до 160 км (в среднем животное с грузом проходит в день около 40 км) и проделывать этот путь при температуре 57 градусов выше нуля в течение восьми дней без питья... Распространение и использование, судя по всему, верблюда не было связано с каким-либо прогрессом военной техники, так что возросшая мобильность кочевников не привела к основанию крупных империй, причиной создания которых на Ближнем Востоке послужило применение лошади и боевой колесницы.

Источник: Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600-1258). М.,1986.

1.1.5. Обычаи и мораль бедуинов

Обычаи и мораль бедуинов отражала условия и потребности пустынной жизни. Возможно, этот образ жизни стал причиной столь высоко ценимой бедуинами добродетели - гостеприимства. Не было ничего более ценимого, чем приют в семейном шатре-палатке путника, в условиях постоянной борьбы людей с природой, в поисках пищи и убежища.

Женщины бедуинов пользовались гораздо большей свободой, чем их сестры в городах, так как тяжелый физический труд в кочевье выполнялся всеми одинаково и независимо от пола. Среди мужчин племени высоко ценилась гордость за потомство. В устной традиции была отражена сложная история рода (генеалогия), и для того, чтобы сохранить единство и чистоту семьи мужчины сначала часто женились на двоюродных сестрах. Полигамия была обычным явлением. Развод был легким: жену обычно отвергали за отсутствие детей. Были распространены большие семьи, однако грязь и невежество приводили к большой детской смертности. Угроза голода, всегда висевшая над общиной кочевников, и стремление избавиться от лишних ртов объясняла еще один страшный обычай: закапывание в землю живыми младенцев женского пола. Этот обычай был отменен лишь Пророком.

Источник: Saunders J.J. A History of Medieval Islam. - L.-N.Y.: Routeledge, 1996. - P.3-5.

1.1.6. Образ жизни оседлого населения Аравии

Оседлое население Аравийского полуострова также сохраняло свою принадлежность племени. Поэтому индивидуум как в оазисах, так и в пустыне ощущал себя в первую очередь и главным образом членом своего племени. Только в племени и с его помощью он мог существовать и ему был гарантирован необходимый минимум личной безопасности... Глава племени (сейид - букв. "оратор")проявлял гостеприимство и заботился о племени. Права наследования не было, но сейиды происходили обычно из одного племени.

Примерно за шестнадцать столетий, на протяжении которых можно проследить доисламскую историю Северной и Центральной Аравии, местные бедуины не создали по собственному побуждению никаких государственных образований за исключением тех, что возникли в пограничных районах, и самоуправляющихся городских поселениях.

Источник: Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600-1258). М., 1986.

Земледелие достигло наибольшего развития в Южной Аравии. ... В противоположность широко распространенному мнению первое тысячелетие нашей эры принесло полуострову постепенный рост количества осадков, хотя время от времени дождей выпадало меньше, например как раз между 591 и 640 гг., в период основания мусульманской общины.

Источник: Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (600-1258). М., 1986. - С.19.

Впервые арабы упоминались в ассирийских надписях в 854 г. до н.э. С тех времен Аравия была втянута в международную торговлю. В результате ослабления Египта в Южной Аравии были образованы между 1000 и 500 г. до н.э. два довольно сильных царства - Маин и Саба, которые контролировали Красное море и торговлю пряностями с Индией. В целом, географическое положение Аравии на перекрестке древних торговых путей было довольно выгодным, но особого достатка ее жителям все же не приносило. К тому же Аравия оказалась в центре международных конфликтов, мешавших торговле. Например, Эфиопия постоянно претендовала на лакомый кусок территории: на Йемен, завладев которым, она могла контролировать всю караванную торговлю в Аравии. В VI веке появился новые торговые пути, пролегавшие не через Хиджаз с городами Меккой и Мединой, которые выросли благодаря этой караванной торговле, а на Северо-Западе, через Персию и Месопотамию к Черному морю и юге через Баб-эль-Мандебский пролив в Красное море. В связи с этими изменениями путей международной торговли в главных городах Хиджаза можно было наблюдать упадок экономики.

1.1.7. Геополитические факторы появления ислама

Задание 1.2. Обсуждение в группе учащихся геополитические факторы I-VI веков, сложившиеся на Ближнем Востоке.

  1. Прочитайте предложенный ниже текст.
  2. Какой из перечисленных в тексте геополитических факторов сыграл наиболее важную роль в генезисе ислама.
  3. Какую роль перечисленные ниже факторы могли играть в дальнейшей истории ислама?
  4. Обсудите эти вопросы с товарищами в группе.
  5. Напишите текст своей интерпретации геополитического положения накануне и после генезиса ислама для учащихся.

Период между появлением христианства и зарождением ислама, занимающий как раз первые шесть веков христианской эры, был отмечен серией важных перемен как в курсе событий, так и развитии цивилизаций.

  1. Первое из этих изменений - появление и постепенное распространение христианства на фоне исчезновения дохристианских религий кроме иудаизма.
  2. Вторым важным политическим новшеством было постепенное перемещение силы Римской империи с запада на восток, от Рима к Константинополю, городу основанному Константином (311-337) как второй столицы государства. В 395 империя окончательно разделилась на Западную и Восточную. Западная империя не смогла противостоять серии набегов варваров и вскоре перестала существовать. Восточная империя смогла преодолеть эти напасти и трудности и просуществовала еще тысячелетие. Иными словами, она оказалась свидетелем появления ислама и создания мусульманских империй.
  3. Третьим важным обстоятельством этой эпохи была эллинизация Ближнего Востока, начавшаяся за несколько веков до этих событий.
  4. Четвертая перемена, которую также можно отнести к более ранним влияниям, - постепенный рост того, что сегодня называют "командная экономика" - попытки планировать или управлять хозяйством, используя власть государства. Сельское хозяйство и промышленность, армия и ирригационные системы испытывали на себе возраставшее вторжение государства вплоть до исламских завоеваний и реконструкции экономических функций и власти.
  5. Существенное изменение баланса силы между великими государствами тогдашнего мира.

Как для Византийской империи, так и для сасанидского Ирана (Персии) наступление волны ислама стало самым важным вызовом в первые десятилетия VII века. Тем не менее, оба государства по разному ответили на этот вызов. Византийские армии потерпели ряд серьезных поражений и отдали арабам ряд провинций, тем не менее ключевой район Малой Азии остался под контролем греков и христианской церкви, а столица Константинополь, несмотря на многочисленные набеги сохранилась неприступной. В результате этих военных столкновений Византийская империя была ослаблена и стала территориально меньше, но просуществовала еще семь веков и не утратила свой язык, свою культуру, а ее институты продолжали развиваться в естественном ритме.

Иной была судьба Персии. Не только дальние провинции, но и столица и в целом вся территория была завоевана и присоединена к новой арабской исламской империи. Византийские магнаты из Сирии и Египта смогли спастись в Константинополе. У зороастрийцев Персии почти не было выбора: либо принять ислам, либо просить убежища в единственной открытой для них стране - Индии. В первые века влияния ислама в Иране, старый язык и письменность была постепенно забыта большинством народа. Забыта была и древняя история Персии, которая на протяжении долгих веков доисламской истории была ведущим государством мира и конкурировала за влияние с Римской и Византийской империями.

Источник: Lewis B. The Middle East: A Brief History of the Last 2,000 years. - N.Y.: A Touchstone Book, Simon and Schuster, 1997. - P.33-40.

1.1.8. Религиозные воззрения жителей Аравии до появления ислама

Поскольку с середины III века положение на Ближнем Востоке определял конфликт между Римской империей, а позднее - ее восточной преемницей Византией, с одной стороны, и сасанидским Ираном (Персией) - с другой, враждующие стороны оказывали влияние на культуру народов, попавших в зону столкновения. Христианство господствовало в провинциях Византии - Египте, Сирии, Палестине, а также в Эфиопии. Даже в Иране появились христианские общины. В Южную Аравию христианство проникает в IV в. Однако оно не смогло закрепиться и в конце столетия было вытеснено из Аравии. Возрождения язычества не произошло, но оно было заменено некоторым распространением иудаизма.

Под влиянием эти религий в Аравии в VI в. появились проповедники единобожия - ханифы, которые попытались соединить элементы двух религий: христианства и иудаизма. Они поклонялись единому богу - Рахману ("Милостивому"). По мнению российского исследователя Д.Е.Еремеева, Мухаммад в начале своей проповеднической деятельности мало чем отличался от ханифов.

Хотя христианство и оказало влияние на арабский мир, а иудаизм сумел завоевать некоторое количество прозелитов, язычество не понесло значительные потери в северной зоне арабской культуры. От религиозной культуры этого периода почти не осталось никаких памятников, кроме унаследованного исламом святилища, построенного из камня - Каабы ("Куб") в Мекке. Создатели исламской традиции вероятно правы, когда утверждают, что религия джахилийи - "эпоха невежества",бедна *мифами* и не обнаруживает даже намека на попытку объединить многочисленных богов в пантеон.

Кочевники возили с собой отдельные священные предметы или что-то вроде идолов, имели мало касательства к местным богам. Культ неба и астральное поклонение светилам был общим для семитов и играл важную роль в Аравии. Другой идеей, общей для семитских народов, было особое отношение к высшему (местному) богу как к царю. Именно с ней связано употребление терминов "рахман" или "рахим" для обозначения верховного бога.



ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-26