Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв.


3.5.  Ислам в Татарстане в 1990-х гг.

Оглавление

Image putin

Рис. 11

В постсоветском Татарстане официальные власти и различные общественные организации придают важное значение исламу как одному из основных факторов национального возрождения. Свидетельством официального признания ислама стало празднование в 1989 г. 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией с участием видных мусульманских ученых и представителей международных исламских организаций, таких как Организация Исламская Конференция (ОИК), Лига исламского мира и др. С этого момента, а также после объявления суверенитета, заметно изменился характер взаимоотношений ислама и официальной власти. Открывается самостоятельное Духовное управление мусульман в республике Татарстан (ДУМРТ), строятся и реставрируются старые мечети (в настоящее время действуют 210 мечетей), растет число религиозных общин из зарегистрированных 444 объединений 333 мусульманские. Возрождаются мусульманско-татарские традиции, празднуются Рамадан-байрам и Курбан-байрам (последний объявлен выходным днем).

"Наше общество сбросило оковы тоталитарной идеологии. Это положительный факт, но в то же время сегодня наблюдается своеобразный духовный вакуум. В этих условиях нравственные ценности религии - общечеловеческие идеалы, идеи добра, уважения, взаимопомощи, трудолюбия, единства - способны благотворно влиять на сознание людей", - отметил президент республики М.Ш.Шаймиев на международном семинаре "Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения", проходившем в 1994 г. в Казани.

Исламских партий в республике нет, однако такие организации как Всетатарский общественный центр (ВТОЦ), "Иттифак", "Азатлык", "Суверенитет" и др. в своих программных документах отмечают необходимость повышения роли ислама в обществе. Так ВТОЦ выступает за широкую пропаганду мусульманской культуры и истории ислама: Издание на татарском языке, журналов, освещающих историю ислама, его современное состояние, как в стране, так и за рубежом, религиозной литературы, в том числе и по мусульманской философии, эстетике и этике, изучение фундаментальных аспектов истории ислама и мусульманской культуры в специализированных подразделениях Академии наук Татарстана. ВТОЦ считает необходимым создание в Казани религиозных учебных заведений всех типов: начальных, средних и высших. В том числе Исламского университета с высоким уровнем преподавания как религиозных, так и светских дисциплин, куда привлекались бы специалисты из зарубежных мусульманских учебных заведений. Одновременно следует расширить, как полагают руководители ВТОЦ, возможности получения мусульманского и светского образования молодежью в зарубежных исламских странах, практиковать командировки, стажировки молодых исследователей в известные исламские центры.

"Суверенитет" отмечает обязательное включение в учебные планы национальной школы курса истории ислама, чтобы способствовать утверждению общечеловеческих нравственных принципов. в Декларации о программных целях Союза Татарской молодежи "Азатлык" написано, что одним из направлений его деятельности является "признание роли ислама в сохранении культуры татарского народа и стремление к сотрудничеству с религиозными организациями".

Большую роль в усилении ислама в республике играет и сама мусульманская община. В ней за последние годы произошли значительные изменения и наметилась устойчивая тенденция омолаживания священнослужителей. Отмечается активная роль женщины в возрождении исламских традиций. Мусульманки участвуют в жизни религиозных общин, обучают других женщин в медресе, открытых при 50 мечетях. Есть в Казани и высшие исламские учебные заведения - Институт "Мухаммадия", готовящий мусульманское духовенство с высшим образованием, открытый в октябре 1993 г., и университет "Аль-Фатих" при мечети "Рамадан", в котором четыре факультета: юридический, терапевтический, финансово-экономический и теологический (открыт в 1995 г.).

В последние годы стала возможной экономическая деятельность религиозных объединений. Так, Духовное управление мусульман в республике Татарстан стало одним из учредителей Казанской универсальной биржи, а также вместе с Московской Соборной мечетью организовало Акционерный коммерческий российский мусульманский банк. Недавно был создан Исламский институт экономических исследований - акционерное общество, которое должно заниматься экономической деятельностью с ориентацией на мусульманские регионы.

Однако перечисленные факты связаны в основном с внешней, организационной стороной процесса реисламизации, а не с его сутью, заключающейся в развитии исламского образования, науки, культуры. Этой цели служит и строительство мечетей, открытие религиозных учебных заведений. Содержание выпускаемой религиозной литературы ограничивается описанием религиозных обрядов и ритуалов. А поднятые на внеочередном съезде мусульман республики Татарстан (январь 1995 г., Казань) проблемы возрождения утерянных традиций в области религиозного образования, издательской деятельности, пока весьма далеки от осуществления.

Арабская графика, унаследованная татарами от булгар, служила им более тысячи лет и способствовала расширению знаний, ибо, как отмечает Г.М.Давлетшин, открывала "доступ не только к культурным достижениям мусульманского мира (хотя и это было очень много), но и к общечеловеческой культуре. Ведь еще с VIII в. мусульманский мир был знаком с трудами Аристотеля. Арабская графика выступала, образно выражаясь, как нитка четок, соединяющая эпохи и поколения".

Возвращение татарской культуре духовности невозможно без учета всех особенностей ислама. В трудах татарских исследователей много внимания уделяется этноконсолидируюшей роли ислама, ярко проявившейся в XVI-XVIII вв., когда татары утратили свою государственность и вместе с ней традиционные политические и религиозные институты. "Оказавшись в иноверческой среде, исчерпав политические и военные средства сопротивления и восстановления своей независимости, они вынуждены были искать опору в духовной сфере, - пишет ученый Р.Мухаметшин. - Единственной реальной силой, способной сохранить и сплотить вокруг себя народ, оказался ислам". В XVI-XVIII вв., которые для татар стали периодом выживания в недрах зарождающейся Российской Империи, функции ислама суpились до единственной - охранительной, что не могло способствовать самоизоляции татарского общества. А это, в свою очередь, было единственной формой его самосохранения". Ислам сыграл неоценимую роль в указанный период истории татар, сохранив их как этноконфессиональную общность, защитив основы традиционного уклада жизни и потенциальных возможностей татарского общества.

Поиски оптимальных моделей современного развития республики татарские исследователи нередко связывают с джадидизмом, мусульманским реформаторством. Зарождение новых социально-экономических отношений в конце XVIII - начале XIX вв., появление татарской торговой буржуазии, нуждавшейся в новой идеологии, заставили ислам повернуться лицом к социально-экономическим и политическим реалиям России и Запада. Со второй половины XIX в. джадидизм пронизывал буквально все сферы жизни татарского общества. Главное значение джадидизма современные исследователи видят в том, что он способствовал освоению "лучших достижений мирового сообщества при сохранении самобытности татар". Джадидистские методы обучения должны стать основой создающейся ныне национальной школы.

Изменилось само понимание национальной школы: теперь к ней относят любую, где обучение базируется на национальной культуре и традиции, в том числе и русскую...

Основную идею национальной школы Р.Исламшин видит не только в выходе в мировую культуру через формирование национального согласия. Главная задача просвещенцев сегодня, на его взгляд, сформировать национально-региональный компонент содержания образования.

Один из талантливых татарских писателей и драматургов Туфан Минуллин в статье "Татарская душа и европейская линейка" сложности и перипетии в развитии национальной культуры объясняет пагубным влиянием Запада. Он обращается к культуре ислама, считая ее сокровищницей этических ценностей, способных служить основой современного взгляда на мир и содействовать формированию самобытного национального мышления. "В наши головы постоянно вдалбливали, что европейская курочка несет только золотые яйца. Зарубежную литературу преподавали почти исключительно на примере европейской литературы. Как будто на Востоке не было и намека на литературу. Но дело обстоит как раз, наоборот: в сравнении с восточной литературой (особенно поэзией), западная - сущее дитя".

Говоря о синтезе культур Запада и Востока, автор делает упор на национальный, в том числе и исламский компонент. "Я ни в коей мере не хочу принижать или обвинять в чем-то европейскую культуру, - пишет Т.Минуллин, - а желаю только одного: чтобы мы не погубили самих себя. Не зря же ислам запрещает поклоняться идолам и людям, а Бог един и для Европы, и для Азии". Национальная культура должна строиться, по его мнению, на базе национального наследия. Преклонение перед западной литературой, музыкой и другими ценностями Запада, по утверждению писателя, привело к потере веры в силу собственной культуры.

Выступая против слепого копирования чужой культуры, Т.Минуллин отвергает и изоляционизм, замкнутость в национальной скорлупе, ратуя за открытость татарской культуры и ее взаимодействие с лучшими образцами мировой цивилизации.

...Существует несколько разновидностей мечети. Основной демографической ячейкой всякого мусульманского поселения была махалля (приход), обслуживавшаяся квартальной мечетью аль-масджид (по-татарски - мэхэллэ-мэчете) и служившей местом ежедневных пятикратных молитв. Махалля-мэчете могло быть несколько: от одной до трех на махаллю. Торжественные пятничные молитвы совершались в аль-джами (пятничной или соборной мечети, по-татарски - жомга мэчете, или жамигъ мэчете). Их могло быть разное число, в зависи ости от населенного пункта, они возводились обычно вблизи общественных мест, многолюдных площадей, общественно-торговых центров. Главные городские мечети назывались аль-дажми аль-кабир, или просто кабир (большая, великая мечеть) и выделялись своей величиной и монументальностью форм. В крупных городах существовали мусалла - загородные мечети для молений по годовым праздникам с большим стечением народа. Такие мечети представляли собой обширную площадь, обнесенную стеной, но крытые по стройки там были необязательны. Кроме того, были распространены и другие специализированные здания мечетей, исполнявшие различные общественные потребности: поминальные, мечети-ханака и другие...

Итак, ислам в Татарстане не выходит за рамки узкоконфессиональной и культурной деятельности. Говорить о зарождении панисламских тенденций в республике - это, либо не знать о религиозной ситуации в ней, либо поддерживать и без того сильный и, по-видимому, неискоренимый антиисламский настрой в российском обществе.

Источник: P.M.Шарипова. Ислам и национальное возрождение в Татарстане // Ислам в СНГ. М.,1998.

Вопросы и задания

  1. Прочитайте предложенный выше текст.
  2. Найдите в тексте объяснение главных факторов возрождения ислама в Татарстане в 1990-х гг.
  3. Какие проблемы волновали мусульман Татарстана в 1990-х гг.?
  4. Дайте характеристику основным принципам учения ислама в Татарстане в 1990-х гг.
  5. Обсудите эти вопросы с товарищами в группе.
  6. Напишите текст своей интерпретации событий, связанных с историей современного ислама в Татарстане.



ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-26