Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв.
3.4. Движение суфиев на Кавказе
- Введение
- 1. Ислам - мировая религия
- 1.1. Геополитические факторы появления ислама. Религиозные воззрения жителей Аравии до появления ислама
- 1.2. Мухаммад. Мухаммад в Медине
- 1.3. Ислам после смерти Муххамеда. Предания (хадисы)
- 1.4. Мусульманское право
- 1.5. Ваххабизм
- 2. Ислам и западная цивилизация: Поиски идентичности в XIX - XX вв.
- 2.1. ''Фирангистан'' глазами мусульман: Традиционные исламский взгляд на Европу
- 2.2. Немецкие образы ислама в XIX веке
- 2.3. Поиски культурной идентичности в России XIX века и ислам
- 2.4. Структуры исламской идентичности
- 2.5. Тенденции глобализации в исламском мире с конца XVIII века
- 2.6. Панисламизм идеология и организация
- 3. Ислам в истории России: исламская традиция и особенности социальной истории
- 3.1. Мусульмане в России до 1917 года
- 3.2. Средняя Азия под властью Российской Империи
- 3.3. Реформаторская деятельность Исмаила Гаспринского
- 3.4. Движение суфиев на Кавказе
- 3.5. Ислам в Татарстане в 1990-х гг.
- 4. Список источников и литературы, рекомендуемых для дополнительного изучения
- 5. Словарь специальных терминов из истории ислама
В общественном мнении будь то на самом Кавказе, в России или за рубежом эпоха Кавказской войны прошлого века прочно и по справедливости связана с личностью Шамиля. Но был еще один человек, не столь известный, но не менее глубоко выразивший суть того времени - чеченец Кунта-хаджи Кишиев. Его оружием были вера, человеческое слово и мудрость. Не будет преувеличением сказать, что чеченский народ обязан ему своим нравственным и даже физическим выживанием после той губительной войны И не только в те кровавые годы. Его учение спасало народ и при советской депортации, когда члены религиозных братств брали на себя заботу о нуждающихся семьях. Оно и сейчас, в наши дни, не позволяет чеченцу уйти в скорлупу отчаяния или эгоистических интересов, помогает нести неискоренимую веру в Бога и в справедливость Выразив интересы своего народа, Кунта-хаджи тем самым внес неоценимую лепту в духовное развитие всего человечества его учение о непротивлении злу насилием явно коснулось духовных интересов пребывавшего в начале 1850-х годов в Чечне Льва Толстого. Нравственное и художественное воздействие последнего на современную цивилизацию оказалось связано с чеченскими истоками
3.4.1. О суфийском исламе
К началу прошлого века ислам в Дагестане и Чечне утвердился в своей мистико-аскетической форме, известной в арабском мире как тасаввуф, а у европейцев как суфизм.
...Для каждого адепта - суфия, продвигающегося по пути (тарика) приближения к Богу, важны наставления его учителя, который, в свою очередь, имел своего учителя. Такая генеалогическая линия (силсил) доходит до самых первых основателей суфийских братств. Такие братства утвердились в исламском мире в XI-XTV вв., когда суфийское движение приняло характер народного. Новые братства основывались вплоть до XX в. Но самые первоначальные основатели течений (тарикатов - буквально "путей") действовали гораздо раньше.
...Накшбандийа - суфийский тарикат и братство, получившее имя от Бахааддина Накшбанда, жившего в Средней Азии в XIV в. Он был чеканщиком (накшбандом), развивал традиции своего тариката, возникшего гораздо раньше и возводимого к Абу Бакру, одному из первых сподвижников Пророка Мухаммеда. С XV в. братство накшбандийцев было представлено во всем исламском мире - от Китая и островов Индонезии до Северного Кавказа. Это братство несло огромную исламизирующую силу как в Средней Азии (обратив в ислам казахов и киргизов), на Кавказе и в Поволжье, так и в Индии. Своей силой оно обязано политической активности. До сих пор члены этого братства призваны поддерживать существующую власть. Так, в советские годы они более лояльно относились к господствующему строю, чем другое братство в Чечне - кадирийя.
Накшбандийа в Чечне и Дагестане считается более "старшим" братством, чем кадирийа. Шамиль был накшбандийцем.
Учение Накшбандийа предполагает путь к Богу с помощью богоугодных деяний и молитв. Среди последних важную роль играет мысленное поминание имени Бога ("тихий зикр") в отличие от "громкого зикра", практикуемого кадирийцами. Среди атрибутов принадлежности к братству выделяется ношение белой шапочки из четырех клиньев с вышитыми стихами из Корана.
B Чечне накшбандийское братство малочисленно и относится больше к равнинному населению, чем к горному.
Кадирийа как суфийское течение связано и по духу, и по своему названию с именем Абд ал-Кадира ал-Джилани (Гилани), жившего в VT-XII вв. в провинции Гилан в Иране. Его теологическая деятельность развернулась в Багдаде. За свою мудрость он получил почетное прозвище "Роза Багдада". (Джилани долгие годы странствовал. Когда же он захотел войти в Багдад, тамошние мудрецы послали ему, остановившемуся за городскими воротами, вазу, наполненную водой, как знак того, что все заполнено, места для него в городе нет. Джилани силой своего духа создал благоуханную розу и поместил ее в вазу. Потрясенный город с восторгом принял его и дал в память о событии почтительное прозвище. Его мавзолей - одна из святынь ислама.) В XIII-XIV вв. оформилось кадирийское братство. но отталкивалось от глубокого почитания Джилани, видя в нем основного заступника людей перед Богом. Считается, что он всегда находится со Всевышним. Идея заступничества, наиболее понятная и волнующая для простых людей, охватила разные страны исламско о мира от Индии до Африки. Кадирийские братства были активны в XIX в. в Турции, где проходил маршрут Кунта-хаджи во время его хаджа в Мекку. Взгляды кадирийцев с их верой в заступника и их спаянная организация вокруг руководителя отвечали интересам и чаяниям чеченского общества, нуждавшегося в духовной консолидации.
Кунта-хаджи ввел в Чечне принципы кадирийского учения, в котором большое значение имеют клятва верности мурида своему наставнику и сплоченность локального братства. Правда, эти же принципы вели к отделению новых братств во главе с учениками Кунта-хад и, что давало, однако, демократическую силу всему движению.
Демократическому характеру кадирийа соответствует также проведение общественного моления ("громкого зикра") наряду с индивидуальным ("тихим") Некоторые братства в Чечне применяют музыкальные инструменты, как это делалось у кадирийцев Турции во времена Кунта-хаджи. В кадирийа придается особое значение психосоматическим средствам моления Богу: определенный ритм дыхания и форсированный выдох, резкие и ритмичные движения головой, удары ногой о землю и т.п. при мысленной или вслух произнесенной молит е. Ношение зеленой одежды (например, черкески) считается памятью о зеленой Розе Багдада" (Джилани). Имя последнего в форме Гилани одно из самых популярных в Чечне.
Демократическая направленность кадирийцев прослеживается в том, что в их круговые моления - зикры - допускаются иногда женщины и даже иноверцы.
Кадирийский таракат оказался близок чеченскому мышлению, специфике вайнахских традиций единобожия, идее заступничества, которая в реальной жизни выражалась в чувстве долга. Это последнее создало в вайнахском быту даже особый институт рыцарства - конахства. Оно состоит в том, что человек (не только мужчина, но и женщина) сознательно берет на себя особые обязанности, например кто-то обязуется при любых ситуациях защищать даже ценой своей жизни детей или женщин. Существовало несколько ступеней такого рыцарства. Конах - это излюбленный герой героических песен. Современные чеченцы говорят, сожалея, что раньше было конахов много, а теперь не осталось Но в этом суждении скрыта убежденность в том, что есть на земле еще конахи, и уважающий себя человек считает, что он хоть в какой-то мере обладает этим качеством.
Почитатели Кунта-хаджи стали в нем самом видеть заступника людей перед Богом. В этой своей роли образ Кунта-хаджи даже сравнялся с образом Джилани. Существует народная легенда о том, что, когда Джилани поднялся к Богу, оказалось, что рядом с ним уже находился Кунта-хаджи.
...Для чеченцев, преследуемый зикризм стал формой национальной самоиндентификации. Здесь важно проанализировать идеологическую позицию царизма. Как известно, после завоевания Кавказа царизм сделал установку на борьбу с юридическими нормами шариата, пропагандируя нормы обычного права (адата). Введены были "горские суды", действовавшие от имени последних, и другие подобные институты. Так почему же зикризм, который в богословском смысле отличается от канонического шариата, вызывал столь бурную ненависть властей, направивших против зикристов войска с артиллерии, а затем последовали и приговоры на каторжные работы? Ответ может быть только один: борьба шла именно против этнических устоев чеченцев как отдельного народа. И недаром уж в начале XX столетия властями стала обдумываться мысль о поголовной высылке чеченцев, на была реализована 23 февраля 1944 г. Само этническое бытие чеченцев оказалось трагичным.
Чеснов Я.В. Суфизм и этнический менталитет у чеченцев // Расы и народы. Вып. 26. - М. Наука, 2001.
Вопросы и задания
- Прочитайте предложенный выше текст.
- Найдите в тексте главные факторы, обусловившие появление движения суфиев на Кавказе.
- Какое впечатление производит рассказ о жизни Кунта-хаджи Кишиева?
- Дайте характеристику основным особенностям учения Кунта-хаджи Кишиева.
- Обсудите эти вопросы с товарищами в группе.
- Напишите текст своей интерпретации событий, связанных с историей суфизма на Кавказе.
ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-26