Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв.


3.1.  Мусульмане в России до 1917 года

Оглавление

Вопросы и задания

  1. Прочитайте предложенный ниже текст.
  2. Дайте общую характеристику концепции автора.
  3. Какое впечатление производит рассказ автора о влиянии ислама на историю России?
  4. Обсудите вопросы, затронутые в тексте с товарищами в группе.
  5. Напишите свой "образ содержания текста". Что стоит за текстом? Какие события, ситуации, идеи, чувства, побуждения, ценности человека?

Мусульмане в истории России играли гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. История Россия до 1917 г. свидетельствует о понимании наиболее видными государственными деятелями и лучшими умами России значения ислама и деятельности мусульман для судеб русского народа, его культуры, хозяйственной и политической жизни. Востокофобия и западоцентризм вообще не были характерны для российской цивилизации, которая всегда умела воспринимать восточные влияния.

.... Само формирование древнерусского этноса происходило в ходе интенсивного смешения славян со скандинавскими пришельцами (варягами), финно-угорскими племенами и тюркскими народностями - торками, берендея и, черными клобуками (каракалпаками), которые издавна были союзниками Киева и опасались своих более могучих степных собратьев - хазар, печенегов, половцев. Древние россияне встретили впервые мусульман во время контактов с хазарами, у которых правители исповедовали иудаизм, но среди простого народа, наряду с этой религией, были распространены ислам, христианство и даже язычество. Первый арабский географ, перс Ибн Хордадбех (820-890) , писал о "славянских купцах ар-Рус", которые возили товары из самых дальних краев своей земли к Черному и Каспийскому морю, выплачивая десятину хазарскому правителю.

...Мусульманский мир IX-Х вв., по мнению Василия Бартольда, "был гораздо теснее связан с Россией и Византией, чем с Западной Европой"... В IX-X1 вв Русь, кроме непосредственно граничивших с ней Хазарии и Булгарии, имела торговые связи и с Хорезмом. После обращения булгар в ислам и исламизации значительной части жителей Хазарии эти связи стали еще интенсивнее. При этом и Русь, и Булгария вывозили в Хорезм меха пушных зверей, продукты пчеловодства (воск и мед), а также - рабов (обычно - захваченных при набегах на соседей). Особым спросом на всем Востоке пользовался русский лен. Столица Булгарии к началу XIII в. стала каменным городом с населением 50 тыс. человек и развитым кожевенным производством, которое впоследствии унаследовали русские. Булгарские сапоги были предметом экспорта и на Русь, и в Хорезм, а булгарские купцы выступали (особенно после падения Хазарии, но до этого) посредниками в торговле между Русью и мусульманскими купцами Хорезма, Ирана, Багдадского халифата. Впоследствии русские купцы с помощью булгар освоили путь по Хвалынскому (Каспийскому) морю в Хорезм.

Татаро-монгольское завоевание в 1237-1240 гг. включило Русь в гигантскую Монгольскую империю, а после ее скорого распада - в Золотую Орду. Историки до сих пор расходятся в оценке значения этого рубежа в истории России. До недавнего времени преобладал абсолютно негативное отношение к монголо-татарскому игу на Руси и всему, что с ним было связано. Однако серьезные востоковеды придерживались иного мнения. Например, Бартольд еще в 1918 г. считал, что последствия прихода монголов на Русь "были мене тяжелыми уже потому, что завоевание не сопровождалось переселением завоевателей" и что "эпоха их владычества не была связана, как владычество германцев в Европе, с возвращением от денежного хозяйства к натуральному, от городской жизни к сельской". Более того, в истории "всех завоеванных монголами стран - в Китае, мусульманском мире и России - после XIII в. замечается больше политической устойчивости, чем раньше". К тому же, еще до прихода монголов Русь была в какой-то мере подготовлена к контакт м со степняками почти двумя веками сосуществования и взаимодействия с половцами.

...Вопрос об участии татар в этногенезе русских имеет прямое отношение к роли мусульман в истории России, ибо первый мусульманин - Берке - вступил на ханских трон уже в 1256 г., т.е. через 16 лет после завоевания Руси, а окончательно мусульмане победили в 1312 г., когда хан Узбек обратил в ислам всю Золотую Орду, покончив с другими культами Борьба за торжество ислама в Орде, как это ни странно, косвенно усилила Русь. Между уделами бескрайней Монгольской державы шел непрерывный обмен подданными: к х нам Золотой Орды, а от них - в Китай, Бирму и на Яву отправлялись добровольцы, навербованные баскаками (т.е. сборщиками дани, которых иногда называли "бесерменами" или "басурманами" по созвучию со словом "муслиман", ибо еще до 1256 г. они часто выбирались из мусульман, более грамотных, чем кочевники-монголы или тюрки) из русичей, не поладивших со своими князьями или церковью, сурово осуждавшей еще сохранившиеся в XIII-XIV вв. языческие игрища, обряды и колдовство. В то же время из азиатских владений монголов на Русь уходили те, кто не хотел принимать ислам. В основном это были христиане-несториане, которых немало было среди монголов еще до завоеваний Чингисхана. Известно, что хан Берке, приняв ислам, вырезал несториан в Самарканде. В целом же несториане, в том числе Сартак, сын Батыя, вплоть до 1312 г. вели борьбу за власть в Монгольской державе. После их поражения резко участились "отъезды" на Русь многих монголо-татар, включая знатных (в частности, в 1329 г. на службу к московскому князю Ивану Калите прибыл из Орды мурза Чета, потомком которого через 200 с лишним лет явился русский царь Борис Годунов). Почти все прибывавшие из Орды были отличными всадниками и воинами-"баатурами" (откуда возникло и русское слово "богатырь"). "Для князей и церкви, - пишет Гумилев, - такие специалисты военного дела были находкой. Их принимали с распростертыми объятиями, женили на боярышнях и сразу же давали назначение в войска. Татарину, приехавшему на Москву зимой, жаловали шубу, а прибывшему лето - княжеский титул".

... Сам Иван Грозный со стороны матери происходил от князей Глинских, возводивших свой род к бежавшим в Литву в XIV в. потомкам золотоордынского правителя Мамая. Формальным соправителем Грозного одно время был Симеон Бекбулатович, крещеный татарский аристократ и потомок Чингисхана. Татарские корни имели графы Апраксины и Барановы, Толстые и Растопчины, поэт Державин и писатель Карамзин, да и многие другие известные русские люди, на что указывают их фамилии (Булгаков, Тургенев, Чаадаев). Что же касается княжеских фамилий татарского происхождения, то они количественно превосходили фамилии чисто русские. Среди них были князья Урусовы (потомки Едигея, одного из полководцев Тамерлана), князья Черкасские (владевшие Кабардой потомки мамлюке кого султана Сайф-ад-Дина Иналя, правившего Египтом в XV в.) князья Ширинские-Шихматовы и Мещерские. В XVII в. около 17 процентов русской знати составляли потомки выходцев из верхушки ордынских феодалов. Более того, в ряде губерний России из крещеных татар и мордвы составилось к XVIII в. большинство местных дворян. Только княжеские титулы среди них носило более 100 человек.

Освободившись от ордынского ига в 1480 г., Русь, однако, продолжала оставаться в кольце мусульманских государств, унаследовавших от Золотой Орды претензии на сохранение Руси в качестве данника-вассала. Казанское ханство, возникшее в 1438 г. на месте когда-то уничтоженной монголами Волжске-Камской Булгарии, Крымское ханство, отделившееся от Золотой Орды в 1443 г. при поддержке Литвы, несмотря на разницу природных, экономических и этнополитических условий, имели между собой много общего. Они управлялись династиями Чингисидов и знатью из четырех главных родов (Аргын, Баргын, Кыпчак, Ширин) Они имели неоднородное, этнически пестрое население, которое с правившей верхушкой объединял лишь ислам, но исповедовали его далеко не все жители ханства. Наконец, все они почти непрерывно нападали на Русь и грабили ее, уводя в плен многие тысячи жителей, как правило, продававшихся в рабство в страны ислама и Средиземноморья.

...Россия долгое время избегала решающей схватки с Крымом, ограничиваясь обороной, ибо за спиной Крыма стояла могущественная в XVI  XVII вв. Османская империя. Только в 1687 г. и 1689 г. Россия попыталась вести наступательную войну с Крымом, но неудачно. Война Петра Первого с турками в 1711 г. закончилась тоже неудачей и даже, с возвращением туркам ранее отобранного у них Азова, укрепила позиции крымцев. Последние продолжали свои набеги на юг России, несмотря на формальный мир между Стамбулом и Петербургом. Однако последующие русско-турецкие войны складывались для России удачно. В 1736 г. русская армия впервые захватила Крым и сожгла ханский дворец в Бахчисарае. Несмотря на повторный разгром в 1737 г., хан не угомонился. В 1769 г. конница Кырым Гирей-хана опустошила Украину. Были убиты до 10 тыс. человек, еще больше уведено в плен. Однако в 1771 г. русские заняли Крым, разбив 50-тысячное войско хана и 7-тысячный отряд янычар. В крымских крепостях встали русские гарнизоны, а само ханство по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г. стало независимым от Стамбула. Судьба его, однако, решилась иначе. Сменявшие друг друга ханы были фактическими безвластными вассалами России. Поэтому включение Крыма в состав империи Екатериной II в 1783 г. было закономерным.

Параллельно с русско-турецкими войнами активизация России в Закавказье вызвала конфликт с Ираном (поход Петра I в 1722 г.). В дальнейшем войны с Ираном носили как бы второстепенный характер (в 1730 г. Россия даже оказала Ирану помощь в его борьбе про ив турок). Однако Иран, подталкиваемый то Францией, то Англией, неизменно терпел неудачи, в 1813 г. был вынужден признать власть России над Дагестаном и северным Азербайджаном, а в 1828 г. - над восточной Арменией. В основном русско-иранские войны бы и связаны с тяготением к России грузин и армян, а также других народов Закавказья, в том числе мусульман, подвергавшихся национальному гнету и культурной ассимиляции. Но играли роль, несомненно, экономические, стратегические и геополитические интерес все более усиливавшейся Российской Империи. Для этих интересов на Кавказе главным все же оставалось противоборство со Стамбулом.

Последующая полоса русско-турецких войн продолжалась вплоть до 1918 г. Османская империя пыталась в ходе этих войн взять реванш и вернуть Крым. Но противостоять России тогда было уже трудно. Поэтому практически каждая русско-турецкая война заканчивалась не только поражением турок, но и переходом к России контролируемых ими земель. В результате в 1774 г. Россия получила выход к Черному морю, в 1791 г. - землю между Днестром и Бугом (в том числе - крепость Хаджибей, т.е. с 1795 г. - Одессу, центр Новороссии), в 1812 г. - Бессарабию, в 1829 г. - Кавказское побережье Черного моря, в 1878 г. - область Карса. Неудачной для России была лишь Крымская война 1853-1856 гг., но потому лишь, что турки играли в ней второстепенную роль, а главными противник ми России выступали Франция и Великобритания.

Было бы неверным, однако, полагать, что более чем 200 лет войн России с Османской империей, главной державой ислама, посеяли в России какие-либо антитурецкие или антиисламские настроения. Русские внимательно и достаточно объективно изучали своего грозного противника.

Политика терпимости в отношении ислама и даже в какой-то степени Османской империи определялась не только внешнеполитическими интересами России... Русские (вместе с украинцами и белорусами) осваивали новые регионы постепенно и неравномерно, но везде, как правило, сохраняя уклад жизни, нравы, обычаи и районы традиционного расселения местных коренных жителей. Например, в Поволжье и на Урале, они расселились среди тюркских (татары, башкиры, чуваши) и финно-угорских (мордва, марийцы, удмурты) народов, которые в настоящее время делятся на 120 этнографических групп, в том числе - смешанных межэтнических подразделений, рожденных тесными связями и слиянием разных групп и народов. В результате Волго-Уральский район дает и сейчас пример, по мнению историка Ш.Ф.Мухамедьярова, того, как в ходе многовекового взаимодействия народы "выработали общий слой культуры, образ жизни и стиль поведения".

Постепенно продвигаясь на юг и восток, Россия к XIX в. стала полиэтнической и многоконфессиональной страной. При этом к концу века в России мусульман было столько же, сколько и в Османской империи - 18 млн. человек.

Полувековая (1817-1864) война, которую вели народы Дагестана и Чечни под знаменем ислама и под водительством имама Шамиля против русских войск, показала не только варварство применявшихся с обеих сторон методов насилия и кровожадной нетерпимости, но и слишком высокую цену победы, достигаемой таким способом. Русская армия в ней потеряла около 25 тыс. убитыми, 65 тыс. ранеными, 6 тыс. плененными. Помимо огромных потерь в людях и разорении как кавказских сел, так и русских казачьих поселений, война наложила отпечаток и на всю последующую и торию Северного Кавказа, не говоря уже о массовой эмиграции в Османскую империю свыше полумиллиона, а по другим данным - 1800 тыс. мусульман (в основном черкесов, чеченцев, аварцев и абхазцев), с тех пор живущих довольно сплоченными общинами в Турции Сирии, Иордании, Ираке, где они первое время занимали резко антирусскую позицию.

Image wm

Рис. 8

Продвижение России на Восток вызвало противодействие Великобритании, которая подталкивала Османскую империю, Иран, Афганистан, эмира Бухары и ханов Хивы и Коканда к постоянным стычкам с Россией. Ради этого англичане готовы были даже поддержать панисламизм, угрожавший их господству. В частности, есть сведения, что первую попытку объединить мусульман Средней Азии, Афганистана и Индии на основе джихада как против русских, так и против англичан, предпринял кокандский хан Худояр (1845-1879). Для него то кончилось неудачей: в 1865-1866 гг. Кокандское ханство было завоевано русскими, и в дальнейшем, после своего упразднения в 1867 г., послужило основой Туркестанского генерал-губернаторства. В 1868 г. протекторат России признал эмир Бухары, в 1873 г. - хан Хивы. В 1881 г. была завоевана Туркмения, а в 1885-1895 гг. было завершено присоединение к России прочих территорий Средней Азии, включая Памир.

Наряду с негативными последствиями завоевания (установлением власти военной администрации, закреплением реакционно-феодальных порядков в Бухаре и Хиве) Средняя Азия в составе России испытала и позитивные результаты присоединения: прекращение разорительных и бессмысленных войн и междоусобиц, ликвидацию рабства, заметный подъем и обновление экономики. Строились железные дороги, хлопчатобумажные заводы, началась разработка угля, нефти, других ресурсов, получили большое развитие хлопководство, виноградарство, садоводство. Появились рабочие из местных жителей (узбеков, таджиков) и приезжих (русских, украинцев). Как и другие области распространения ислама в России, Средняя Азия втягивалась в общероссийские процессы экономического, социального и культурного развития. При этом среди мусульман России четко обозначились с середины XIX в. две линии: традиционалистская - на консервацию всего старого как средства защиты от подрыва позиций ислама и этноконфессиональной самобытность мусульман разных регионов; модернизаторская - на обновление ислама и приспособление жизни мусульман к новым требованиям и веяниям. Либералы-обновленцы (джадиды), появившиеся прежде всего в Казани в 80-х годах XIX в., позднее в 90-х годах - в Средней Азии, вначале требовали обновления и "европеизации" старой системы мусульманского образования. Но вскоре они занялись и политикой. Им это было довольно сложно, ибо консервативное духовенство, придерживаясь традиционалистской позиции, активно воздействовало на верующих в 14300 мечетях, существовавших в России до 1917т.

Практически традиционалисты хотели все вопросы решать, исходя из постулатов раннего ислама. Один из мусульманских авторов в опубликованной в Петербурге в 1907 г. книге заявил: "В исламе нет ни араба, ни татарина, ни башкира, ни мещеряка... Все мусульмане составляют одну нацию". Эти панисламистские взгляды не встречали одобрения царских властей, ибо панисламизм был тогда официальной идеологией Османской империи. Однако передовая татарская интеллигенция и буржуазия уже тогда знали, как можно использовать панисламизм в своих целях. "Первоначальной задачей, - считали они, - представляется экономическое завоевание Туркестана и казахских степей. Тогда мы - сила, с которой придется русским считаться". О том же, что на самом деле никакой единой "нации ислама" в России не было, ныне пишут и западные ученые, подчеркивающие, что "единство мусульманских народов России в начале этого столетия существовало лишь в воображении".

Джадиды, опасаясь традиционалистов, обычно выступали за примирение с царскими властями и за "умеренную" автономию в рамках России. Но за это же выступали и многие консерваторы. Практически лишь секта Ваисова божьего полка бунтовала против существовав его порядка. Основатель ее Беха уд-Дин Вайсов (1804-1893) в 1862 г. "требовал полного подчинения букве Корана и полного отказа от сношений с государственными властями", находясь явно под влиянием учения ваххабитов и анархистов. В это же время нарастает интерес к исламу и у русских философов, в частности у Владимира Соловьева.

Знаменитое Среднеазиатское восстание 1916 г., вызванное, в частности, нежеланием служить в русской армии, платить все возраставшие подати и нести трудовую повинность в прифронтовых районах, заставляет критически взглянуть на уверения джадидов. Однако восстание 1916 г. - скорее социальное и политическое движение, чем религиозное, скорее часть охватывавшего тогда всю Россию революционного брожения. Что же касается религиозной стороны дела, то практически Россия не сталкивалась с какими-то трудностями в мусульманских районах, несмотря на усиленную пропаганду панисламизма и пантюркизма со стороны турецкой агентуры и явно возросший после 1909 г. авторитет Турции среди джадидов. Тот "парад суверенитетов", который начался в России после февраля 1917 г. (создание в мае Северо-Кавказского эмирства имама Узуна Хаджи, тогда же - Национальной Директории Крыма во главе с муфтием Челебиевым, "Кокандской автономии" в Туркестане в ноябре 1917 г.), имел в своей основе также социальные, политические и иные причины, но вовсе не религиозные. Эти события принадлежат уже другому периоду истории России и заслуживают особого рассмотрения.

Источник: Р.Г.Ланда. Мусульмане в истории России (до 1917 г.) // Ислам в СНГ. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998.



ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-26