Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв.
2.6. Панисламизм идеология и организация
- Введение
- 1. Ислам - мировая религия
- 1.1. Геополитические факторы появления ислама. Религиозные воззрения жителей Аравии до появления ислама
- 1.2. Мухаммад. Мухаммад в Медине
- 1.3. Ислам после смерти Муххамеда. Предания (хадисы)
- 1.4. Мусульманское право
- 1.5. Ваххабизм
- 2. Ислам и западная цивилизация: Поиски идентичности в XIX - XX вв.
- 2.1. ''Фирангистан'' глазами мусульман: Традиционные исламский взгляд на Европу
- 2.2. Немецкие образы ислама в XIX веке
- 2.3. Поиски культурной идентичности в России XIX века и ислам
- 2.4. Структуры исламской идентичности
- 2.5. Тенденции глобализации в исламском мире с конца XVIII века
- 2.6. Панисламизм идеология и организация
- 3. Ислам в истории России: исламская традиция и особенности социальной истории
- 3.1. Мусульмане в России до 1917 года
- 3.2. Средняя Азия под властью Российской Империи
- 3.3. Реформаторская деятельность Исмаила Гаспринского
- 3.4. Движение суфиев на Кавказе
- 3.5. Ислам в Татарстане в 1990-х гг.
- 4. Список источников и литературы, рекомендуемых для дополнительного изучения
- 5. Словарь специальных терминов из истории ислама
Вопросы и задания к текстам
- К какому виду исторических источников Вы могли бы отнести эти тексты?
- Назовите главные идеи текстов.
- Какие силы, по мнению авторов текстов, препятствуют единству мусульманского мира?
- Как авторы текстов относятся к существующему мировому порядку?
- Предлагают ли автора текстов меры по изменению мирового порядка? Какие?
- Что именно предлагают авторы текстов мусульманам Кавказа?
- Согласны ли вы с описанием авторами текста этнических и лингвистических границ распространения ислама?
- Можно ли считать, предложенную авторами текста программу радикальной, воинственной или либеральной, умеренной? К какому направлению идеологии, на Ваш взгляд, можно отнести этот текст?
2.6.1. Исламский союз, 1871
(Отрывки из памфлета "Unite Islamique". Главный лозунг памфлета "Au Feu" - "Огонь!")
... Османское единство сменилось Исламским единством. Последнее, как и первое, было недостаточно веским для читателя (парижской газеты "La Turquie"). Улыбка сострадания, самое большее, что сопровождало тех, кто принимал всерьез первую или вторую мечту. Возможно, кто-то мог надеяться, что Исламское единство вскоре осознает свое небытие (фикцию) и исчезнет при столкновении со здравым смыслом. Однако, все повернулось по-другому: равнодушие публики ободряло слишком смелых новаторов. Без противоречий они принимали себя всерьез и торжественно пронесли свои утопии от Константинополя до Вены и других европейских столиц. Их теории везде получали признание. Наиболее просвещенные или наиболее внимательные, постигая химеру этой унитарной исламской мечты, возможно думали, что это невинные грезы, и таким образом, оставляли мечтателям их сладкие иллюзии. Вероятно, они не могли понять, что эти мечтатели были скорее агитаторами, которые готовили общественное мнение преднамеренным и талантливым образом, принимая молчание презрения (неуважения) как молчание уважения и приверженности. В результате, Исламское единство, везде восхваляемое и нигде не критикуемое, доказав свою жизнеспособность, стало уже школой [мысли], проповеди и действия.
2.6.2. Письмо "Комитета единения и прогресс" мусульманам Кавказа, 22 сентября 1906 года
С мусульманами плохо обращаются везде, не только на Кавказе. Христиане, считая что поговорка "сильный всегда прав" действует и не уважая ничего кроме нее, везде преследуют мусульман, которых они считают слабыми.
Европейские правительства боятся даже термина "союз Ислама", как он именуется христианами. Это ли не является лучшим доказательством того, как сильно боятся наши враги союза мусульман?
Вся Африка, от ее северной точки до другого конца, населена мусульманами. Страны от Адриатического моря до границ с Китаем, непрерывная цепь, не только созданы религиозной мудростью единой веры, но и оккупированы тюркской расой, говорящей на одном языке. За исключением Африки и Индии, стоит только этой тюркской расе объединиться, как она сможет создать самое величественное государство в мире. Если это так, почему этот союз не был достигнуть? Разве ответом на этот вопрос не является "невежество (незнание) и безразличие"?
Мы не можем считать вызывающей открытую борьбу за за союз Ислама. Поскольку мы уверены в том, что Величественная Оттоманская [империя] является первым принципом сохранения Ислама, мы хотим, главным образом, ограничиться реформой Оттоманского правительства в разумное и законное. Вы должны проявить упорство в образовании, которое закладывает основы единства. Мы приняли турецкий язык в Стамбуле. Турецкий язык будет хорошо помогать вам в продолжении образования, и подготовит в будущем почву для объединения людей единой нации...
2.6.3. Донесение французского дипломатического представительства в Гааге, 1907
Вашему превосходительству известно, что подполковник турецкой армии по имени Исмаил Хакки, написал известному Нур Мухаммад Акуну мусульманскому аристократу с острова Ява, с целью получения подробной информации об исламизме на Яве и Сумматре.
Исмаил Хакки Бей, офицер личной гвардии султана, кажется, интересуется информацией о разных народах, которые могут участвовать в паломничестве в Мекку, под видом изучения возможности строительства железной дороги в Хиджазе. Деятельность подполковника Исмаила Хакки не в первый раз привлекает внимание моего правительства. 15 Мая 1906 года генеральное представительство Франции в Тунисе информировало господина Констана (Konstans) о том, что этот офицер запросил (собирал) статистическую информацию о населении регентства [Туниса], заказав пересылку ему ответа через немецкое почтовое отделение в Стамбуле. Посольство [Французское посольство в Стамбуле], будучи заранее предупрежденным, попросило нашего генерального резидента [в Тунисе] не давать ответа.
В августе того же года мое правительство узнало, что тот же офицер обратился к Губернатору Дагомеи, Сенегала и Нигера, генеральному консулу Мавритании и разным чиновникам Французского Конго с вопросами о статистической информации о мусульманском населении в их странах. Генерал-губернатор [Французской] Западной Африки решил, что на эти запросы не следует давать ответа.
Следует отметить, что подполковник Исмаил Хакки - сын Его превосходительства Тевфика Паши, министра иностранных дел султана. Последний с готовностью подтверждает, что его сын собирает подробные данные о мусульманском населении во французских, британских и голландских колониях. Исмаил Хакки, несмотря на свои 23 года, является военным советником Султана; очевидно, чтобы угодить своему имперскому хозяину, он предпринял изыскание, которое будет благосклонно там принято. По словам его отца, однако, его деятельность не следует рассматривать, как одного из тех агентов, задачей которых является панисламская пропаганда.
Но там есть еще один Хакки Бей, который является активным агентом этой пропаганды; это Ибрагим Хакки Бей юридический советник Величественной Порты. С 1902 года, он был посредником панисламистского агента, посещавшего Китая и Японию в то время. Это тот самый Ибрагим Хакки Бей, который поддерживал близкие отношения с Хуальдийя Салахом, самозваным "Президентом Центрального исламского комитета", человеком, содержавшимся в 1906 году в тюрьме в Оране [Алжир].
Это тот самый юридический советник Ибрагим Хакки Бей, который недавно представлял в Париже Величественную Порту во время третейского суда...
Вопросы и задания к тексту
- К какому виду исторических источников Вы могли бы отнести этот текст?
- Назовите главные идеи текста.
- О каких политических деятелях сообщает текст?
- О каких событиях сообщает текст?
- Что именно насторожило европейских дипломатов?
- Согласны ли вы с описанием авторами текста событий, связанных с попытками распространения ислама?
2.6.4. Из докладов русской секретной полиции о панисламизме, 1911-1912
Идея панисламизма появилась 27-28 лет назад в Африке, между Абиссинией и Суданом, в районе Матаам[1] и называлось "Иттихат Исламийе" или "Лига Союза Мусульман". Покровителем этой лиги был Шейх Омер-Эджель-Рубини-Мехди, французский католик из Алжира, по происхождению, который возглавлял пяти миллионное племя Данакиль.
Панисламская лига появилась после завоевания африканской территории европейцами. Вскоре после этого, другой Шейх Эбу-эль-Тоими, во главе 1 800 000 мусульман - сомалийцев, суданцев, нубийцев, и Галла (Gallas) присоединился к лиге, объединившись с вышеназванным шейхом. Оба развернули активную деятельность, рассылая эмиссаров во все концы света, по пропаганде среди мусульман, и в результате этого появились ярые сторонники панисламизма среди афганцев, туркменов, индийцев, китайцев, японских мусульман и турецких курдов.
Их целью было создание сильного, могучего многомиллионного исламского государства. Программа лиги заключалась в следующем:
- Объединить мусульман независимо от того, где они находятся;
- Распространять через секретные памфлеты учение Мухаммада среди русских и христиан, чтобы нанести вред Православной вере;
- Тайно вмешиваться в политику европейских государств, особенно России, и как можно больше вредить последней;
- Насаждать секретных агентов в каждом русском городе для того, чтобы иметь под рукой людей, всегда готовых к действиям;
- Тайно снабжать своих агентов деньгами, оружием и последователями;
- Проводить пропаганду среди русских мусульман, которые еще не присоединились к Лиге ислама[2].
...Это фанатичное движение, во всем поддерживаемое младотурецким и младоперсидским комитетами, значительно распространилось в последнее время в России - в наибольшей степени в Крыму, на Волге и в других частях империи. В Баку, Казани, Оренбурге [и Елизаветполе] оно полностью в руках младотурок, и значительная часть интеллигенции [там] не обсуждает ничего, кроме партии "Единение и прогресс"... Главный принцип, на котором фокусируется современное панисламское движение, и который, так сказать, является его духом, выражается его пропагандистами, которые стараются его внедрить в умы простых мусульманских масс - союз всего исламского мира под руководством Турции, вплоть до создания пан-тюркской республики.
Известные мусульманские журналисты, как турецкие так и русские, совершили недавно великое открытие племен, принадлежащих к их расе, с целью объединения их в общую мусульманскую федерацию... Статуты международных исламского конгрессов, собиравшихся в Каире и Стамбуле, преследуют ту же цель.
Панисламисты демонстрируют большую энергию в своей устной пропаганде во внутренней жизни мусульман России, привлекая их внимание, особенно, в мусульманских средних школах, медресе (семинариях)...
... В последнее время [3], идеи панисламизма начали интенсивно распространяться среди мусульманского населения империи, и в основном, благодаря этим идеям, распространяемым в среде подрастающего поколения при помощи татарских школ и семинарий, которые полностью независимы под руководством мулл, фанатичных пропагандистов панисламской идеи.
Примечание
- Этот рассказ о появлении панисламизма в Африке и его распространении от туда, не отражает реальных событий. Единственной исторической параллелью является Махдистское движение в Судане в обозначенное время (1883-1884), но оно имело ограниченной влияние за пределами Судана.
- Этот рассказ может служит характеристикой панисламистской паранойи царской полиции.
- Начало второго доклада царской секретной полиции, датированного январем 1912 года.
Вопросы и задания к тексту
- К какому виду исторических источников относится этот текст? Определите его жанр, особенности.
- Назовите главные идеи текста.
- О каких политических событиях сообщает текст?
- Что именно насторожило служащих царской полиции?
- Согласны ли вы с описанием авторами текста событий, связанных с распространением ислама? Нет ли в их интерпретации преувеличений?
2.6.5. Цели Организации мусульманских народов, Май 1952
"Муназзамат аль-шууб аль-исламийя, Ахдаф. Манифест малоизвестной организации, возможно, появился в Карачи (Пакистан). Сохранился лишь текст на арабском языке.
Мы, представители мусульманских народов, обращаем внимание на прошлое мусульман, когда они были едины и уважаемы за их вклад в человеческую культуру - в юриспруденцию, филантропию, и мир [признаваемый его последователями не меньше, чем оппонентами ислама]. Мы обсудили также бедствия и несчастья мусульманских народов, вызванные нарушением среди них единства, которое привело к господству империалистических сил, иногда поддержанных [местными] деспотическими правительствами, попранию всех их прав, [все это] привело к политическому рабству, экономическому порабощению и социальной анархии.
По этим причинам, в то время как разрушительные империалистические силы ссорятся между собой, с своими злыми и губительными вооруженными силами лежат в засадах, готовясь к войне в носящих разные наименования блоках, мы, нижеподписавшиеся представители мусульманских народов, решили объединить силы добра в исламском мире и подготовить имеющиеся у наших народов и государств средства в исламский блок за справедливость и филантропию, с целью избавиться от остающихся цепей, которые мешают прогрессу в других областях. Это [мы достигнем] создав международную организацию, которую мы назвали "Организация мусульманских народов", и у которой следующие цели.
- Первой целью организации является укрепление исламской веры среди мусульман и ее упрочение высокой моралью и отправление всех служб в духе великодушного Ислама;
- Освобождение мусульманских народов политически, экономически от иностранного владычества, и объединение всех их сил и ресурсов во имя блага их народов и государств;
- Поднимать интеллектуальные и материальные условия личности (человека) в исламских районах (землях), с целью гарантий ее социальных и политических прав, работать во имя установления и поддержания экономической справедливости среди мусульманских народов, в соответствии с принципами ислама, оповещать их об истинной культуре и защищать их от факторов упадка, препятствующих их прогрессу, - до тех пор, пока исламские страны не займут подобающее им место среди других наций;
- Расширять перечень иностранных языков, преподаваемых в исламских районах, с целью содействовать взаимопониманию, и поощрять преподавание языка Корана среди мусульманских народов, поскольку это язык их религии, которым они должны владеть;
- Организация будет стараться укрепить экономические и культурные отношения в мусульманских районах и распространять взаимопонимание и любовь между отдельными мусульманами и общинами.
Вопросы и задания к тексту.
- К какому виду исторических источников Вы могли бы отнести этот текст?
- Возможно ли проверить достоверность текста источника?
- Существуют ли в тексте указания на реальные события, страны, исторические факты и т.п., позволяющие проверить его достоверность?
- Назовите главные идеи текста.
- Какие силы, по мнению авторов текста, препятствуют единству мусульманского мира?
- Присутствует ли в тексте критика внутренних сил, разрушающих единство мусульман?
- Как авторы текста относятся к существующему мировому порядку?
- Предлагают ли автора текста меры по изменению мирового порядка? Какие?
- Можно ли считать, предложенную авторами текста программу радикальной, воинственной или либеральной, умеренной?
2.6.6. Проект конституции Содружества Исламских Государств, 1969
Этот проект был подготовлен Абдул Хамидом, пакистанским судьей в отставке и бывшим секретарем министерства юстиции. Текст был опубликован "Аль-Ахибба" [Лахор]. N 1/2. Октябрь 1969.
Существует давнее стремление (потребность) в большинстве мусульманских стран создать Содружество, или Ассоциацию, или Конфедерацию исламских стран с тем, чтобы в ней они могли сплотить свои силы против агрессии со всех концов мира и объединить свои ресурсы для экономического и материального развития. Международные договоры, судя по опыту предлагают более слабые связи. С этой целью был подготовлен проект конституции Содружества Исламских Государств, который сейчас представлен исламским государствам и мусульманам всего мира. Любая критика или предложения будут приняты автором с благодарностью и он воспроизведет текст в свете такой критики и предложений.
Конституция разделена на две части: "Основная часть" и "Факультативная часть". Добавление к "Основной части", в котором суверенитет оставляется почти нетронутым, - очень важное, и начинать можно именно с этого: без потери действующего суверенитета. После этой вступительной части, в факультативной части, суверенитет слегка затрагивается в целях организации совместной обороны, однако приобретения в сравнении с потерями - огромны. Тем не менее, Содружество все же может быть образовано без этого добавления в факультативной части.
Если таковой будет воля Бога и мусульмане всего мира объединятся по плану этого течения, они станут членами одной нации - "Уммы", которая является коранической концепцией национальности для мусульман всего мира.
Статья 1. Создается Содружество Исламских Государств, далее именуемое "Содружество", которое будет состоять из исламских стран, составивших Содружество в самом начале, и тех исламских стран, которые присоединятся к Содружеству позднее.
Статья 2. Понятие "Исламское государство" в данной конституции обозначает государство, где существуют следующие условия:
(a) если формой правительства является монархия, король - мусульманин по вероисповеданию, и не менее 55 процентов граждан государства также мусульмане;
(b) если формой правительства государства является республика, не менее 66 процентов граждан исповедают Ислам.
Статья 3. (1) Вступление не менее, чем пяти исламских государств будет необходимо, чтобы основать Содружество путем выполнения "Инструмента основания" по форме, предложенной в плане "А".
(2) Любое другое исламское государство сможет присоединиться к Содружеству исполняя процедуру вступления по форме, предусмотренной в плане "А".
(3) Мусульманское государство, выполнившее процедуру вступления, становится государством-членом Содружества.
(4) Содружество перестает существовать, если в любое время в нем будет состоять менее пяти государств-членов.
Статья 4. Государство-член, подав заявление, может в любое время выйти из Содружества.
Статья 5. (1) Создается Совет Содружества, который будет состоять из трех представителей от каждого государства-члена, и который будет либо избран, либо назначен по установленной позднее форме.
(2) Совет Содружества подлежит роспуску и перестает существовать как только прекращается деятельность Содружества.
Статья 6. (1) Три представителя в Совет Содружества от государства-члена с республиканской формой правления будут избираться законодательными легислатурами государства по форме принятой этой легислатурой.
(2) Три представителя в Совет Содружества от государства-члена с монархической формой правления будут назначены королем государства по форме, определенной им самим, но, предпочтительно, после консультаций с легислатурой государства, если она существует, или после консультаций с любым подобным органом, представляющим общественное мнение государства.
Статья 7. (1) Государство-член может отозвать любого своего представителя в Совете Содружества на основе такой же процедуры, по которой представители были назначены или избраны, и заменить другого представителя на его место.
(2) Вакансии открывающиеся среди представителей могут быть заполнены по процедуре, по которой представитель был избран или назначен.
Статья 8. Совет Содружества будет избирать президента и вице-президента совета по форме, изложенной в разработанных советом правилах.
Статья 9. (1) Совет Содружества будет обсуждать вопросы, поставленные перед ним, и принимать по ним решения.
(2) Вопросы, затрагивающие интересы одного или более государств-членов могут поставлены перед советом для обсуждения и принятия решений, и решения, принятые советом будут обязательными для государств-членов.
Статья 10. Совет Содружества выработает правила своей работы и эти правила составят формы (процедуры), по которым вопросы будут ставиться перед перед советом и будут приниматься решения.
Статья 11. Любое решение, принятое Советом Содружества, будет обязательным для государств-членов, и государства-члены берут на себя обязательство исполнять решение в своем государстве путем принятия как можно более эффективных законов.
Статья 12. За исключением условий данной конституции и решений Совета Содружества, государства-члены сохранят полный суверенитет в своей внешней и внутренней политике.
Статья 13. (1) Гражданин государства-члена будет гражданином Содружества (далее именуется "гражданин Содружества"), но, получив гражданство Содружества, они не потеряют право своего гражданства или национальности.
(2) Гражданин Содружества, обладающий паспортом, выданным его правительством, будет обладать правом въезда и передвижения по любому государству-члену Содружества без какой-либо визы, до тех пор пока государство-член на наложит, по причинам здоровья или соображениям безопасности, ограничения на его въезд или передвижение по стране.
Статья 14. (1) Ни одно государство-член не может объявить войну другому государству-члену.
(2) Если возникает какой-либо спор по существующему или вновь возникшему вопросу между двумя или более государствами-членами, он должен быть передан в Совет Содружества, обсужден и решен там, и решение, принятое после обсуждения, будет обязательным для спорящих государств. Государство-член, отказавшееся признать решение, прекратить свое членство в Содружестве.
Статья 15. Ни одно государство-член не будет оказывать никакой помощи в ведении войны иностранному государству, воюющему с государством-членом, но с другой стороны будет оказывать такую помощь государству-члену, всеми имеющимися у него средствами, не противоречащими обязательствам по его договорам.
Статья 16. Каждое государство-член предоставит другим государствам-членам статус наибольшего благоприятствования в отношении ввоза любых товаров, произведенных в других государствах-членах, в отношении тарифов и других налогов.
Статья 17. Любые два, или более двух государства-члена могут заключать соглашения о создании совместных предприятий для экономического развития или образования в своих государствах на таких условиях, которые они согласуют сами или которые могут быть определены Советом Содружества.
Статья 18. (1) Обязанностью каждого государства-члена будет содействие распространению исламской идеологии в государстве и оказывать помощь в этом другим государствам-членам в форме, определенной Советом Содружества.
(2) Обязанностью государства-члена будет содействие распространению чувства братства среди граждан Содружества такими средствами, которые могут быть определены Советом Содружества.
Статья 19. Должен быть создан Фонд Содружества, в который будут делать взносы государства члены в суммах, определяемых Советом Содружества.
Статья 20. Должно собираться не менее одного заседания Совета Содружества каждый год. Место и время такой встречи может быть определено правилами и процедурой Совета.
Статья 21. Ежегодный доклад о доходах и взносах в Фонд Содружества, а также расходах понесенных из этого фонда должен представляться Совету Содружества и никакие расходы из Фонда Содружества не могут быть проведены без одобрения Совета Содружества.
Статья 22. Совет Содружества может изменить эту конституцию большинством голосов не менее двух третей своих членов.
Статья 1. (1) Государство-член может присоединиться Содружеству по всем или любому из предложенных ниже предметов, которые будут именоваться "предметы ведения Содружества":
(а) Оборона.
(b) Международные отношения.
(c) Совместное экономическое развитие.
(d) Торговля и коммерция.
(2) Государство-член укажет в процедуре вступления предметы в отношении которых государство присоединяется к Содружеству.
Статья 2. Государство-член, присоединившееся к Содружеству по предмету ведения Содружества, будет связано решениями Совета Содружества в отношении этого предмета, но решения будут приниматься только голосованием государств-членов, которые присоединились по этому предмету.
Статья 3. Государство-член, после присоединения к Содружеству по вопросу международных отношений, может вступать в договорные отношения с любым зарубежным государством, но такие договорные отношения не должны вступать в конфликт или подрывать репутацию (умалять) решений Совета Содружества.
План А
Процедура вступления (присоединения)
Я ... король ... (или президент Республики...) властью, принадлежащей мне по праву, настоящим объявляю о присоединении (вступлении) в Содружество Исламских Государств на договоренностях и условиях, включенных в основную часть конституции упомянутого Содружества.
Вопросы и задания
- Определите вид и тип исторического источника.
- Выделите главные идеи документа.
- Почему автор документа обращает внимание в своем комментарии на проблему сохранения суверенитета?
- Каковы главные государственно-правовые основы документа? Какие системы права послужили образцами для составления документа?
- Согласны ли Вы с определением "исламское государство", введенным в тексте конституции?
- Сравните основные положения документа о создании Содружества с известными Вам конституциями международных организаций.
- Можно ли считать, предложенный автором текст конституции радикальным, или либеральным, умеренным?
- Применяются ли в тексте конституции идеи международного арбитража? Насколько полно?
- Какие из статей конституции Содружества, на Ваш взгляд, трудно выполнимы?
- Насколько важны в конституции (будущем Содружестве) проблемы Ислама?
2.6.7. Манифест Афганской студенческой исламской федерации, 1985
1. Цель создания: Фундаментальной целью образования студенческой федерации является распространение солидарности и концепции единства среди исламской молодежи Афганистана и стойкости против жестокого врага и кровавого коммунизма.
2. Солидарность среди авангарда революции: Афганская исламская студенческая федерация будет напрягать все силы для укрепления единства среди исламских сил и уничтожения споров и разногласий среди них, что является главной задачей всей исламской нации Афганистана. Это считается главным обязательством федерации.
3. Единство среди героев войны: Крепить единство среди героев, бесстрашно сражающихся против кровожадных русских на разных фронтах является целью федерации, и требует уважения ко всем военным лидерам, и представления их всем населяющим мир как настоящих и единственных представителей героической нации Афганистана.
4. Солидарность с исламскими организациями: Афганская исламская студенческая федерация (ASIF) причисляет себя к тем, кто борется под флагом монотеизма против коммунизма и страстно (горячо) выражает свою ненависть и отвращение (антипатию) ко всем неисламским организациям...
Политический статус
8. Вражда против Ислама: Мы считаем, что некоторые правительства в исламских странах, являясь врагами Ислама, поддерживают враждебное отношение к нашему Священному Исламскому Джихаду и встают на сторону русского вторжения в Афганистан и их положения в мировой политике.
9. Единство исламского мира: Мы требуем положить конец всем всем конфликтам и противоречиям среди исламских наций, искоренения всех интриг (заговоров) мировых колонизаторов среди мусульман, и от имени суннитов и шиитов мы считаем весь исламский мир одной объединенной и братской НАЦИЕЙ.
10. Положение в исламском мире: Мы требуем полной всемирной солидарности мусульман и полной поддержки проблем исламских стран.
11. Освобождение Исламской Нации: Освобождение всех исламских наций, находящихся под владычеством мировых сверхдержав и восстановления их права на самоопределение...
Источник: Manifesto of Afgan Students' Islamic Federation, (Peshavar, 1985) P.5,9.
Вопросы и задания
- Определите вид и тип исторического источника.
- Выделите главные идеи документа.
- Как определены цели партии в документе?
- Какие ключевые понятия используют авторы документа?
- В чем особенности восприятия окружающего мира авторами документа?
- Согласны ли Вы с определениями положения в исламском мире, введенным в тексте документа?
ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-26