Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв.
2.5. Тенденции глобализации в исламском мире с конца XVIII века
- Введение
- 1. Ислам - мировая религия
- 1.1. Геополитические факторы появления ислама. Религиозные воззрения жителей Аравии до появления ислама
- 1.2. Мухаммад. Мухаммад в Медине
- 1.3. Ислам после смерти Муххамеда. Предания (хадисы)
- 1.4. Мусульманское право
- 1.5. Ваххабизм
- 2. Ислам и западная цивилизация: Поиски идентичности в XIX - XX вв.
- 2.1. ''Фирангистан'' глазами мусульман: Традиционные исламский взгляд на Европу
- 2.2. Немецкие образы ислама в XIX веке
- 2.3. Поиски культурной идентичности в России XIX века и ислам
- 2.4. Структуры исламской идентичности
- 2.5. Тенденции глобализации в исламском мире с конца XVIII века
- 2.6. Панисламизм идеология и организация
- 3. Ислам в истории России: исламская традиция и особенности социальной истории
- 3.1. Мусульмане в России до 1917 года
- 3.2. Средняя Азия под властью Российской Империи
- 3.3. Реформаторская деятельность Исмаила Гаспринского
- 3.4. Движение суфиев на Кавказе
- 3.5. Ислам в Татарстане в 1990-х гг.
- 4. Список источников и литературы, рекомендуемых для дополнительного изучения
- 5. Словарь специальных терминов из истории ислама
Вопросы и задания
- Объясните как автор понимает термин "глобализация" в отношении исламского мира?
- Согласны ил Вы с применением этого термина по отношению к периоду XVII-XIX вв.?
- Как автор оценивает перемены, происходившие с исламском мире и их причины?
- Согласны ли Вы с интерпретацией автором европейского влияния на ислам?
... В новое "постклассическое" время в исламском мире растут взаимосвязи (взаимоотношения) между его центральными регионами и расширяющейся периферией. Транснациональная сеть суфийского братства, религиозный центр и его обитатели, сеть личных связей выдающихся исламских ученых, также, по-видимому, приводят к тому же выводу. Местные и локальные перемены принесли рост религиозной активности в периферийных регионах, рост, который во многих случая позднее усилился дальнейшими межрегиональными контактами. Они привели к изменениям религиозной репутации различных общинных групп, которые постепенно усиливали свое локальное и международное положение (репутацию). Период между с конца XVII в. до начала XIX века, по-видимому, был решающим в этом отношении во многих районах исламского мира. Удивительное расширение сети религиозного обучения и средств связи может быть с уверенностью названо глобализацией его самого [исламского мира]. Однако... религиозный центр сам переживал важные изменения в связи с этим развитием.
Остается поставить вопрос, как рост взаимосвязей различных уголков
[исламского мира] может соотносится с зарождавшейся мировой
системой экономических и политических связей, который как считают,
во основном, сформировались в тот же самый период? Европейское
влияние, важное в определенных районах, все еще оставалось
маргинальным (незначительным, несущественным) и даже не заметным
во многих других, и будучи таковым, оно часто ощущалось только как
косвенное. Во многих районах мусульманское влияние и власть в
действительности стала еще прочнее, чем ранее. Иногда этому
предшествовала европейская экспансия, иногда это происходило
одновременно с ней. Описанные перемены в социальных и общинных
структурах и в религиозных отношениях шли по своей собственной
логике и правилам. Возрастание степени мусульманской социальной
активности и динамизма, действительно, можно обнаружить во многих
регионах в этот период, с иногда удивительными параллелями в
развитии самой Европы. Тенденциям глобализации исламской культуры,
которые привели начиная с XVII века к серьезным изменениям внутри
исламской орбиты [сферы], должны уделяться серьезное внимание,
если мы хотим прийти к лучшему пониманию мусульманских обществ в
современном мире.
Рейхмут С. Взаимодействие факторов
местного развития и транснациональных
отношений в Исламском мире //
Мусульманская культура в России в XVIII -
начале XX вв. Берлин, 1998.
ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-26