Ислам: Введение в изучение социальной истории XIX-XX вв.
2.2. Немецкие образы ислама в XIX веке
- Введение
- 1. Ислам - мировая религия
- 1.1. Геополитические факторы появления ислама. Религиозные воззрения жителей Аравии до появления ислама
- 1.2. Мухаммад. Мухаммад в Медине
- 1.3. Ислам после смерти Муххамеда. Предания (хадисы)
- 1.4. Мусульманское право
- 1.5. Ваххабизм
- 2. Ислам и западная цивилизация: Поиски идентичности в XIX - XX вв.
- 2.1. ''Фирангистан'' глазами мусульман: Традиционные исламский взгляд на Европу
- 2.2. Немецкие образы ислама в XIX веке
- 2.3. Поиски культурной идентичности в России XIX века и ислам
- 2.4. Структуры исламской идентичности
- 2.5. Тенденции глобализации в исламском мире с конца XVIII века
- 2.6. Панисламизм идеология и организация
- 3. Ислам в истории России: исламская традиция и особенности социальной истории
- 3.1. Мусульмане в России до 1917 года
- 3.2. Средняя Азия под властью Российской Империи
- 3.3. Реформаторская деятельность Исмаила Гаспринского
- 3.4. Движение суфиев на Кавказе
- 3.5. Ислам в Татарстане в 1990-х гг.
- 4. Список источников и литературы, рекомендуемых для дополнительного изучения
- 5. Словарь специальных терминов из истории ислама
Вопросы и задания
- Выделите главные идеи предложенного текста.
- Как автор оценивает интерес в Германии к Востоку? Почему?
- Каковы основные идеи в интерпретации Востока и ислама Фридриха Шлегеля?
- Как оценивал ислам Э.Ренан? Согласны ли Вы с этими оценками?
- Существенным ли было влияние интерпретаций ислама Ф.Шлегелем и Э.Ренаном на российских публицистов и ученых XIX - начала XX вв.?
Немецкий философский дискурс XIX - начала XX века почти полностью игнорировал ислам. Немецкие духовные поиски на Востоке к тому же были связаны с Индией. Книга Фридриха Шлегеля "Язык и мудрость индийцев", опубликованная в 1808 году, лекции Гегеля о религии с 1829 и записки Карла Маркса о Британской Индии являются главными вехами германского философского интереса к Востоку. Не стоит упоминать, что относительно мифа и души, философской ностальгии и поиска истоков, обращались к [древней] Греции. Даже когда стало ясно, что большая часть философского наследия мира Аристотеля пришла на запад через исламских философов, это не сделало исламскую философию более интересной [привлекательной].
Немецкий романтизм развил решающую новую идею о том, что миф и религия должен нести в себе существенный и чистые отношения с наукой... Фридрих Шлегель, скрываясь от несчастных германских событий, открывал Индия в уголках парижских библиотек. Он был первым, кто оценивая Индию, высказал идею, что семитские народы не могут быть характеризованы [не имеют характерных черт] из-за отсутствия у них "чистой методологии" . Отсюда происходит идея о четких отличиях между про-семитскими и про-арийскими взглядами, которые были повторяющейся темой в культурной истории и теории, особенно, немецкого ориентализма.
Неясно насколько французский историк и теоретик цивилизации Эрнст Ренан был влиятельным в Германии, особенно среди немецких ориенталистов, и повлиял ли на него Шлегель. Однако, он [Ренан] сделал шаг вперед в эволюционном разъединении науки и мифа. Там, где не было неотъемлемой чистой культурной склонности [предрасположенности] к мифологии, - а это, как он считал, было характерно для семитских народов, - не было потенциала для укоренения любого восприятия современной науки. Эту идею об отсутствии мифологии среди семитских народов и потому недостатке у них высокой склонности к философии и науке он развивал с антиисламском памфлете "Ислам и наука" (1883) ["L'islamisme et la Sience"].
Ренан, идеи которого воспринимались как угроза как иудеями, так и арабами, понимал эволюционное различие между наукой (как религией) и одержимым инстинктами верующим в глубокую древность, как ценностное различие между теми религиями, которые вели к науке (индо-германские религии и Христианство), и теми, теми которые не вели, а именно иудаизм и ислам.
Георг Стаут. Немецкие имиджи ислама и Востока в новое время. Билефельд, 1997.
ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-26