Афинская демократия (середина V в. до н.э.)


3.1.  Объективные причины

Оглавление

Учебники для вузов

История древней Греции / Под. ред. В.И. Кузищина. Изд. 3-е. М., 2000. С. 147-149, 160.

Греко-персидские войны закончились полной победой греков. Каковы причины их победоносного исхода? Почему маленькие греческие полисы, занимавшие ничтожную территорию, к тому же имевшие разную социально-политическую организацию, смогли одержать победу над мировой державой, располагавшей могучим военно-экономическим потенциалом, объединённой централизованной властью царя и его административного аппарата? Можно указать несколько таких причин.

В ходе греко-персидских войн греческая социально-экономическая и политическая системы, полисная организация общества, предполагающая интенсивное доходное хозяйство, зажиточные средние прослойки гражданства, республиканские учреждения, оказались более жизнеспособными, более передовыми, прогрессивными, чем громоздкая персидская общественно-политическая система. Активность внутриполитической борьбы в греческих полисах в условиях военной опасности, как оказалось, не ослабляла внутреннюю силу полисных организмов, а придавала ей более сознательный и организованный характер, в то время как под покровом внешнего слепого подчинения власти великого царя скрывался глубокий сепаратизм отдельных сатрапов, который мог проявиться в любой момент.

Важной причиной победы греков было достижение единства действий между ведущими полисами в решающий момент военных столкновений, в частности объединение Спарты, Коринфа10 и Афин. Объединённые силы греков в военном отношении если и уступали персам в количестве людей и снаряжения, то превосходили их качеством своей организации. Тактика сплочённой, хорошо тренированной фаланги, могущей умело маневрировать в ходе боя, состоящей из закованных в броню тяжеловооружённых гоплитов, оказалась намного выше рассыпного строя персов. Греческий гоплит защищал свою родину, свои святыни, землю своих предков и потому обладал значительно более высокими морально-боевыми качествами, чем подневольные воины персидского царя, которых порой приходилось гнать в бой бичами. Сознательная смерть спартанцев и других греков при Фермопилах - лучший тому пример.

В кризисные моменты войны у греков выдвинулись талантливые полководцы и политики. Мильтиад, Павсаний, Фемистокл, Кимон обогатили античное военное искусство, творчески развивая все возможности, заложенные в греческой военной организации.

Победа над сильнейшим врагом оказала огромное воздействие на развитие всех направлений общественно-экономической, политической и культурной жизни древних греков, способствовала высочайшему расцвету древнегреческой цивилизации в V - IV вв. до н.э.

Изгнание персов с северного побережья Эгейского моря, освобождение греческих полисов в черноморских проливах и западной Малой Азии привели к созданию довольно обширной хозяйственной зоны, включавшей Эгейский бассейн, побережье Чёрного моря, Южную Италию и Сицилию, внутри которой сложились прочные экономические связи, питающие хозяйство отдельных полисов. В результате побед над персидскими войсками греки захватили богатую добычу, включающую материальные ценности и пленных. Так, например, после битвы при Платеях (479 гг. до н.э.) греки, по сведениям Геродота, "нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолочённые и посеребрённые ложа, золотые сосуды для смешивания вина, чаши и другие питьевые сосуды. На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами. С павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пёстрые и вышитые одеяния варваров никто и не обращал внимания. Золота было взято так много, что его продавали так, как будто эта была медь".

Рабские рынки Эллады были заполнены многочисленными пленными. В относительно короткий срок (50 лет) было продано свыше 150 тыс. человек. Часть рабов и богатой добычи были направлены в производство, пошли на устройство новых ремесленных мастерских, рабовладельческих поместий, новое строительство.

Война вызвала к жизни новые потребности и создала дополнительные стимулы для хозяйственного развития. Нужно было строить огромный флот (в несколько сотен кораблей), возводить мощные оборонительные сооружения (например, систему афинских укреплений, так называемые "длинные стены"), нужно было оснащать армии, которых греки никогда не выставляли, оборонительным и наступательным оружием (панцири, щиты, мечи, копья и т.д.). Естественно, всё это не могло не двигать вперёд греческую металлургию и металлобработку, строительство, кожевенное дело и другие ремёсла, не могла не способствовать общему техническому прогрессу.

Под влиянием этих факторов в Греции середины V в. до н.э. сформировалась экономическая система, просуществовавшая без особых изменений до конца IV в. до н.э. Она основывалась на использовании рабского труда, количество и удельный вес которых в греческом обществе V-IV вв. до н.э. непрерывно возрастал. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства, будь то мелкие крестьянские участки и крупные поместья на хоре или разные по размеру эргастерии в городе, в то время как государственные или храмовые хозяйства не получили такого развития, как в древне-восточных обществах. Все эти особенности хозяйственной структуры привели к формированию такой системы социальных отношений, которая может быть определена как классическое рабство.

Система классического рабства сформировалось в более или менее законченном виде в наиболее развитых торгово-ремесленных центрах.

Примером таких полисов были Афины, Коринф, Мегары, Милет, Родос, Сиракузы, ряд других, как правило, расположенных на морском побережье, иногда имеющих небольшую хору (сельскохозяйственную территорию), но вместе с тем и многочисленное население, которое нужно было кормить, занять производительным трудом. Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V-IV вв. до н.э.

Наиболее яркий пример - Афины. Исследование хозяйственной структуры Афин позволяет оставить общее представление об особенностях торгово-ремесленных полисов Греции классического времени.

Определение ведущего типа греческих полисов как торгово-ремесленных не означает, что сельское хозяйство в них отошло на задний план, перестало быть важной отраслью. Отнюдь нет. Сельское хозяйство в торгово-ремесленных полисах было ведущим наряду с торговлей и ремеслом, являлось основой всей экономической системы. Экономика, сложившаяся в Греции V-IV в. до н.э., определила характер социальной структуры древнегреческого общества. Распространение трудоёмких сельскохозяйственных отраслей и их частичная ориентация на рынок, развитие ремесленного производства и товарно-денежного обращения вовлекали в новые трудовые операции определённые группы населения, повышали их удельный вес в обществе.

История древней Греции / Сост. К.В. Паневин. Спб., 1999. С. 250-251, 258, 263-264.

С начала V в. до н.э. ведущая роль в экономическом развитии греческих обществ, принадлежавшая ранее Малой Азии и островам Архипелага, переходит к европейской Греции. В это же время приобретает большое экономическое значение ряд городов Сицилии и Великой Греции. Из среды полисов Центральной Греции в начале V в. до н.э. особо выделяются Афины, Коринф и Эгина.

Афины приобретают исключительное значение в жизни всей Греции в ходе греко-персидских войн. До начала этих войн Афины продолжали ещё оставаться по преимуществу земледельческим государством, хотя торговля уже в VI в. до н.э. имела довольно большой вес в их экономике. Греко-персидские войны явились, таким образом, переломным периодом в развитии афинского экономического и политического могущества.

Для истории греческих полисов в V в. до н.э. характерны рост населения, развитие рабовладения, торговли и ремесла. Попытки определить население Афин в сколько-нибудь точных цифрах до сих пор не дали определённых результатов. При этом обычно исходят из указания Геродота о числе афинских граждан во время войн с персами и свидетельства Фукидида о вооружённых силах афинян к 431 г. до н.э. Основываясь на этих источниках, а также на некоторых других косвенных данных, К. Белох, например, предположительно определил число афинских граждан к 431 г. до н.э. в 110-140 тыс., в том числе рабов - около 70 тыс. Однако эти расчёты Белоха остаются весьма спорными. А. Франкотт определяет число граждан с семьями для этого же времени в 96 620 человек, метеков - в 45 800 человек, рабов - в 75-150 тыс. А по вычислениям Г. Глотца граждан с семьями было 135-140 тыс., метеков - в 65-70 тыс., рабов - в 200-210 тыс. Д. Гомм даёт шифры более умеренные: граждан с семьями - 60 тыс., метеков - в 25 тыс., рабов - 70 тыс. Оставаясь по существу гипотетическими и сильно расходясь, приведённые цифры дают всё же известное представление о приблизительном соотношении различных категорий афинского населения друг к другу: метеков было примерно в два раза меньше, чем граждан; число рабов примерно соответствовало общему числу граждан и метеков.

В отличие от Рима число рабов, занятых в отдельных хозяйствах, не было велико. Считают, что в Аттике было не более 16 000 рабов, занятых в сельском хозяйстве. Даже в тех хозяйствах, продукция которых шла на рынок, количество рабов не было значительно.

...Примером земледельческого хозяйства, работающего исключительно на рынок, является хозяйство Перикла. По свидетельству Плутарха, Перикл целиком продавал весь ежегодный урожай, а потом покупал на рынке все необходимые продукты. Конечно, имение Перикла во главе с рабом-управляющим являлось образцом передового земельного хозяйства в V в. до н.э. Наряду с такими хозяйствами были и хозяйства крестьян - мелких земледельцев, потреблявших значительную часть своих продуктов непосредственно. Афины в V в. до н.э. были полисом, где преобладали мелкое землевладение и свободный крестьянский труд. Наряду с этим встречались большие по размеру поместья аристократических родов, в которых более широко применялся свободный наёмный труд, а также труд рабов.

С VI в. до н.э. всё большую роль в системе экономических отношений греческих полисов начинают играть Афины. Победа в результате греко-персидской войны и организация Афинского морского союза создают прочную основу как для политического, так и для экономического процветания этого государства. Афины становятся самым мощным хлебным импортёром и рынком рабов, а хлеб и рабы были главными и наиболее необходимыми товарами, в которых нуждался каждый полис. Строительные работы, предпринятые Периклом в широком масштабе, изготовление вооружения, требовавшее постоянно большого числа рабочих рук, различные ремёсла, широко развивавшиеся в Афинах, вызывают постоянный массовый приток иноземцев-ремесленников, купцов и рабов. По сравнению с этим наплывом иностранцев и рабов удельный вес афинских граждан и в ремесленном производстве, и в торговой деятельности постепенно уменьшается.

В конце V в. до н.э. обычная оплата всех категорий работников от архитектора до ремесленника, участвовавших в постройке Эрехтейона, равнялось одной драхме в день. Одинаковые расценки всех категорий труда рабочих является следствием слабой дифференциации самого производственного процесса. Спрос на рабочие руки при наличии большого числа рабов и незанятых свободных ремесленников удовлетворяется легко. Попутно отметим, что спрос и предложение в рамках рабовладельческого общества никогда не достигали особенно высоких размеров. Исходным пунктом упоминаемой тарификации являлась оплата издержек на содержание одного взрослого человека.

Как уже указывалось, граждане участвовали в ремесленной деятельности значительно меньше, чем метеки. Что касается метеков, то им было выгодно работать в том или ином городе только в периоды его экономического процветания; как только город, в котором они жили и работали, по каким-либо причинам начинал испытывать серьёзные экономические затруднения, ремесленники-метеки легко меняли его на другой.

Совершенно естественно, что это самым пагубным образом отражалось на общем ходе экономического развития греческих городов.

После греко-персидских войн развитие товарного производства и товарного обращения в хозяйственной жизни всего греческого общества по сравнению с предшествующей эпохой делает очень значительный шаг вперёд, и удельный вес торговых оборотов неизмеримо возрастает. В Балканской Греции возникают новые экономические центры, торговые обороты которых достигают невиданных по тому времени масштабов. Именно в такой крупнейший центр всего эллинского мира теперь превращаются Афины. В середине V в. до н.э. Пирей становится самой крупной торговой гаванью на Эгейском море, а в эпоху Перикла превращается в центр средиземноморской торговли вообще. Набережные восточной, торговой части Пирея, были застроены складами, в частности зерновой склад находился на границе между военной и торговой частями гавани. Несколько поодаль была расположена торговая площадь Пирея с лавками, конторами банкиров, столами менял. К Пирею примыкал отмеченный пограничными знаками эмпорий - место, где происходила выгрузка товаров. Всё, что выгружалось за пределами эмпория, считалось контрабандой. За эмпорием начинался самый город. В центральной его части в V-IV вв. до н.э. жили судовладельцы, купцы, крупные ростовщики, предприниматели и т.д., а на окраинах - гребцы, грузчики, носильщики и другие, чья деятельность была связана с морем. Через Пирей шёл экспорт оливкового масла, вина, мёда, мрамора, свинца, серебра из Лаврийских рудников, шерсти, металлических изделий, керамики и т.д.

В V в. до н.э. в Пирей собирались корабли почти со всего Средиземноморья.

История древнего мира. Расцвет древних обществ / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д.Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1982. С. 182.

Победа над персами особенно усилила Афинское государство. Начинается наиболее блестящий период в его истории, ознаменованный ростом внешнеполитического могущества, развитием демократических институтов, превращением Афин в подлинный центр просвещения Эллады.

Основы развития по демократическому пути были заложены ещё реформами Солона и Клисфена. В трудные годы персидских нашествий временно сгладились противоречия внутри гражданского коллектива, усилилось влияние лаконофильски настроенных аристократических групп и возросла роль ареопага. Однако объективные условия - решающее значение флота, в котором служила беднота, укрепление самосознания демоса в результате одержанных побед - неминуемо вели к усилению демократических тенденций. Остракизм Кимона и реформа Эфиальта означали перелом во внутренней жизни Афин. Функции, отнятые у консервативного органа - ареопага, переданы были совету пятисот (буле), народному суду (гелиэя) и народному собранию (экклесия). Политическая система была отныне целиком подчинена идее народного суверенитета.

История древней Греции / Под ред. В.И. Авдиева, А.Г. Бокщанина, Н.Н. Пикуса. М., 1972. С. 191.

Установить точно последовательность мероприятий, проведённых вслед за 462 г. до н.э. и направленных к дальнейшей демократизации афинского демократического строя, не представляется возможным. По Аристотелю, который не был сторонником демократии и говорит об этих нововведениях очень кратко (Афинская полития, X, 2), следует, что в 457 г. до н.э. должность архонтов стала доступна зевгитам, а затем в 453 г. до н.э. были восстановлены существовавшие при Писистрате разъездные судьи, так называемые "судьи по демам". Их было тридцать, видимо, по одному на каждую триттию. Важнейшим мероприятием афинской демократии в 50-х годах было введение института "графе параномон" (жалоба на противозаконие), который был призван охранять основные принципы неписанной конституции Афин. Сущность этого нововведения заключалась в следующем: каждый гражданин имел право "графе параномон",т.е. право принести жалобу против любого предложения, поступившего в народное собрание или против уже принятого постановления, как на противоречащее существующим законам и направленное во вред государству. Введение института "графе параномон" стоит в тесной связи с реформой Эфиальта; некоторые исследователи считают даже, что он был утверждён ещё при его жизни. В институт "графе параномон" были облечены перешедшие к народному собранию и суду от ареопага его контрольные функции хранителя законов и стража государства. "Графе параномон" была надёжным средством демократии охранить от попыток всех врагов демократической конституции изменить какой-либо из её принципов, объявив его противозаконным. Она была введена в период острой политической борьбы, отклики которой дошли до нас в трагедии Эсхила "Евмениды",поставленной на религиозных празднествах Великих Дионисий в 453 г. до н.э. Богиня Афина в этой трагедии заявляет, что она учреждает ареопаг "стражем" её державы и приказывает: "Пускай устав мой примесью негодной не подновляют граждане" (Эсхил, "Евмениды",696). В этой трагедии нашли отражение протесты противников Эфиальта как против судебных процессов против ареопагитов, так и против самой реформы ареопага и допущения в его состав рядовых граждан из третьего разряда.

3.1. Мнения отечественных специалистов

Л. Маринович, Г. Кошеленко. Становление афинской демократии // Античная демократия в свидетельствах современников / Под ред. Л. П. Маринович, Г.А.Кошеленко. М., 1996. С. 16.

В первом столкновении с персами (битва при Марафоне в 490 г. до Р.Х.) основная роль принадлежала сухопутной армии - ополчению граждан, но <I>позднее Афины всё больше и больше опирались на свой флот, созданный благодаря предусмотрительности Фемистокла. Эта переориентация имела своим результатом рост значения рядового гражданства и даже более того - беднейших слоёв его.</I> Это происходило потому, что в древних обществах, особенно античных, политические права были тесно связаны с военными обязанностями граждан. Только человек, с оружием в руках защищающий свою родину, имел право на участие в управлении её делами. Само падение роли аристократии в значительной мере объяснялось тем, что в связи с прогрессом техники гоплитское вооружение стало доступным не только представителям знати, но и средним собственникам (в первую очередь - крестьянам), и они встали в один строй с аристократами. В Афинах же был сделан следующий шаг. Поскольку в результате тех событий, о которых мы уже говорили, главной силой афинского полиса стал флот, а военный флот того времени - флот гребной, то наиболее важной фигурой становится здесь не воин-гоплит, а гребец с афинской триеры. Если для того, чтобы приобрести гоплитское вооружение, требовались определённые (в общем-то немалые) средства, то для гребца ничего этого было не нужно. Гребец с афинской триеры мог быть до того совершенно неимущим гражданином, но теперь его голос в Народном собрании звучал не менее весомо, чем любой другой, ибо он принадлежал защитнику полиса. Впрочем, служба во флоте одновременно давала и средства для существования этим беднейшим гражданам, поскольку она оплачивалась. <I>Отблеском этой новой ситуации стало и возросшее значение ремесленников, занятых строительством и ремонтом кораблей, изготовлением парусов и другого корабельного снаряжения.</I> Внешнее выражение это находило в том, что установилась практика регулярных Народных собраний, достаточно частых для того, чтобы поставить под контроль высших магистратов, в частности стратегов. Хотя в этот период они, как правило, избирались из числа представителей старых аристократических фамилий, они лишились возможности проводить "персональную политику". К тому же в руках рядового гражданства появилось такое мощное оружие контроля над аристократами, как остракизм.

Л. Маринович, Г. Кошеленко. Уроки античной демократии // Античная демократия в свидетельствах современников. Указ. изд. С. 324-328.

С точки зрения ортодоксального марксизма, основное в каждой экономической структуре - способ производства. Однако вряд ли меньшее значение имеет и способ распределения произведённого продукта. Именно на эту сторону экономической структуры общества особое внимание обратила школа К. Поляньи. В сущности, с точки зрения самых общих дифиниций, существуют только две основные системы распределения: рыночная и та, которая, как нам кажется, очень удачно была названа "статус-дистрибутивной". Поскольку в условиях древней Греции не существовало и не могло существовать никакой бюрократической надстройки, которая бы регулировала взаимоотношения между собственниками-товаропроизводителями, каждый из них выступал как абсолютно равный другому товаропроизводитель. Поэтому в Греции и особенно в Афинах экономические связи между отдельными домохозяйствами могли осуществляться и осуществлялись через посредство механизма рынка. Не приводя сейчас всю аргументацию в защиту этого тезиса, отметим только самое основное: Афины представляли в это время крупнейший центр международной торговли, ремесло и отчасти сельское хозяйство Аттики были ориентированы на внешние рынки, что, соответственно, предполагало значительный импорт (главным образом зерна и иных продуктов питания), столь же активно рыночные отношения развивались и в рамках хозяйства самой Аттики11. Основой развития их выступал значительный прогресс в процессе разделения труда (в Афинах, судя по документам того времени, существовало несколько десятков устоявшихся профессий), что почти автоматически предполагает наличие рынка. Наконец, разделение труда присутствует и в сфере торговли. В IV веке до Р.Х. широко распространяется мелкая бронзовая разменная монета, что также является свидетельством широчайшего распространения рыночных отношений. Ещё раз подчеркнём, что рынок выступает в роли главного условия, без которого невозможно развитие демократии. Можно полагать, что своеобразным отражением этой экономической ситуации в политической сфере стала распространившаяся практика избрания на различные должности в полисе посредством жребия, что нивелировало преимущества происхождения и личного богатства.

Следующий фактор, о котором следует сказать, - высокий технологический уровень общества. Афины, если и не были бесспорным лидером во всех отраслях экономики в древней Греции, тем не менее явно принадлежали к числу самых передовых. Почему это важно? Высокий технологический уровень обеспечивает высокую производительность труда, что давало гражданам свободное время, а это, в свою очередь, позволяло им заниматься общественными делами. В противном случае неизмеримо большая часть времени должна была бы идти на добывание средств для поддержания жизни, и на участие в управлении государством значительная часть гражданства не имела бы времени чисто физически. Этому тезису, кажется, противоречит то обстоятельство, что с точки зрения технологии Афины принципиально не отличались от остальных греческих полисов. Однако необходимо учитывать другое обстоятельство, имевшее, с нашей точки зрения, принципиальное значение. В Афинах, насколько мы можем судить, имелось весьма значительное число рабов, и Аристотель напрямую связывает обладание рабами с возможностью заниматься политической деятельностью: он ссылается на практику рабовладельцев, освобождающих себя от забот по руководству рабами путём назначения управляющего, чтобы иметь время для занятий философией. Напомним, что раб, и с точки зрения теоретиков античного общества, и с точки зрения реальной ситуации, представлял собой "одушевлённое орудие труда". Широкое применение рабов во всех отраслях экономики обеспечивало высокую (по тогдашним масштабам) производительность труда и позволяло основной массе граждан заниматься политической деятельностью.

Вопрос о соотношении развития рабства и демократии имеет достаточно длительную историю. В последние десятилетия эта проблема начала активно обсуждаться после знаменитого доклада З. Лауфера на Международном конгрессе исторических наук в Стокгольме. З. Лауфер выдвинул тезис о том, что развитие демократии самым тесным образом связано с развитием рабства и широкое распространение рабского труда являлось условием для возникновения демократической системы. Этот тезис был встречен в штыки европейской либеральной историографией, которая изо всех сил стремилась "обелить" первую демократию земли. Их критика взглядов З. Лауфера опиралась на следующие соображения: внимательное изучение источников не подтверждает теории о существовании в Афинах значительного числа крупных мастерских с большим числом рабов в каждой из них, точно так же нет никаких свидетельств о настоящих рабовладельческих латифундиях в Аттике, эта область всегда оставалась страной преобладающего мелкого землевладения.

При всей справедливости этих утверждений, они тем не менее не решали проблем, а, скорее, даже создавали новые. Удивительный парадокс возник бы в том случае, если бы мы приняли концепцию А. Джоунза. Согласно его взглядам, основная часть тех относительно немногочисленных рабов, которые имелись в Афинах, состояла из домашней прислуги, а не людей, занятых в производстве. Таким образом, получалось, что рабовладелец лично трудится для того, чтобы содержать своего раба. Кроме того, оставался нерешённым вопрос о свободном времени, необходимом для активного участия в политической жизни значительного процента афинского гражданства. Если вслед за А. Джоунзом допустить, что основная часть афинян была занята производительным трудом, то совершенно непонятно - откуда они брали время для столь активного участия в политике?

Ответ дали исследования последних лет. Они с бесспорностью показали, что в Афинах имелось большое количество рабов. Но рабы эти были сосредоточены не в каких-то чрезвычайно редких крупных рабовладельческих хозяйствах типа римских латифундий, а встречались во всех типах хозяйств. Даже бедные крестьяне имели по 2-3 раба, в средних хозяйствах их было 5-7. В ремесле зафиксированы достаточно многочисленные мастерские, где рабы насчитывались десятками.

Именно насыщенность афинского общества рабской силой и широкое распространение рабского труда создавали условия для того, чтобы рядовой афинянин имел достаточно свободного времени для занятий политикой. Отметим кстати, часто сами греки (во всяком случае наиболее проницательные из них) прекрасно понимали, что раб - это своего рода заменитель машины.

Таким образом, видимо, есть все основания полагать, что одним из непременных условий существования демократии является высокий уровень развития экономики, позволяющий гражданам не тратить все свои силы на добывание пропитания, но дающий им свободное время, которое может быть уделено активной политической жизни.

Ещё одна важная черта демократического строя, необходимая для его существования, - высокий уровень культуры в обществе. В применении к Афинам рассматриваемой эпохи тезис об очень высоком общем культурном уровне настолько ясен, что нет нужды приводить какие-либо аргументы в его защиту.

3.2. Мнения зарубежных историков

Ю. Белох. История Греции / Пер. с нем. М. Гершензона. Т.1. М., 1897. С. 268; 313-314.

Ясно, что реформа Клисфена была ещё очень далека от того, что спустя пятьдесят лет называли в Греции демократией. Привилегии по имущественному цензу, установленные Солоном, остались в силе и теперь; поэтому впоследствии афинские олигархи ставили себе целью возвращение к конституции Клисфена.

Глава XII.

Экономический расцвет после Персидских войн

Кто-то сказал, что всё культурное развитие приняло бы иное направление, если бы персы одержали победу при Саламине, так что благами современной цивилизации мы в последнем итоге обязаны Фемистоклу и его закону о флоте. Это суждение слишком поверхностно. Судьбы народов не зависят от таких случайностей; иначе Эллада своим спасением от персидского ига была бы обязана заслугам Фемистокла ничуть не более, чем последний - той буре, которая разбила такую большую часть флота Ксеркса на берегу Магнесии. Напротив, греки вышли победителями из борьбы с Персией именно потому, они стояли выше своих врагов по нравственному и интеллектуальному развитию. Но даже если бы Ксерксу удалось покорить греческий полуостров, эллинская культура ни в каком случае не погибла бы от этого удара, так как главным средоточием её была тогда ещё Иония, которая, ведь, уже более полувека находилась под персидским владычеством. Кроме того, не может быть никакого сомнения, что Греция очень скоро вернула бы себе независимость.

Но нельзя отрицать, что победы над варварами значительно ускорили развитие греческой культуры. Не то, чтобы самая война привела к этому расцвету: война не создаёт, - она только разрушает культурные блага, и добыча, отнятая у неприятеля, не могла идти в сравнение с потерями, которые понесло благосостояние Эллады вследствие персидского нашествия. Но война освободила одну половину греческого мира от гнёта иноземного господства, а другой половине обеспечила внешнюю независимость; она внушила грекам гордое сознание, что они первый народ в мире. Дни Саламина и Гимеры нанесли также решительный удар финикийской торговле.

Не последнее место между причинами материального подъёма занимает также освобождение всех духовных сил народа, вызванное демократическим движением, которое после победы над персами охватило почти все греческие государства.

Вопросы:

  1. Какую роль в разгроме персов во время греко-персидских войн сыграл афинский флот?
  2. Почему в процессе греко-персидских войн произошло укрепление политического могущества фетов? (при ответе на этот вопрос воспользуйтесь материалами статьи Л. Маринович и Г. Кошеленко "Становление афинской демократии").
  3. Какие экономические условия, необходимые для существования демократии, выделяют Л. Маринович и Г. Кошеленко?
  4. Почему Афинскую демократию называют рабовладельческой? Обратитесь к цифрам, приведённым в учебнике "История древней Греции" / Сост. К.В. Паневин.




ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-05-13