Афинская демократия (середина V в. до н.э.)


2.  Краткая характеристика источников, освещающих проблемы Афинской демократии в середине V в. до н.э.

Оглавление

История древней Греции / Сост. К.В. Паневин. Спб., 1999. С. 215-216.

После решающих побед греческого оружия 480-479 гг. до н.э. в войне с персами5 в истории Греции наступает период, за которым утвердилось название пентеконтаэтии - пятидесятилетия. За пятьдесят лет в Греции произошёл целый ряд значительных исторических событий, существенно отразившихся на общем ходе экономического, социального и политического развития всего эллинского мира. Хронологической гранью, заканчивающей период пентеконтаэтии, явился ряд острых конфликтов между отдельными греческим государствами и их группировками, послуживших непосредственным поводом Пелопоннесской войны6.

История этого периода нашла отражение прежде всего в начальной части труда Фукидида. В первой книге его "Истории" содержится краткий, но весьма обстоятельный очерк событий от поражения Ксеркса в Балканской Греции и до начала Пелопоннесской войны (I, 97-117). К этому очерку можно ещё прибавить содержащееся в той же книге описание постройки укреплений вокруг Афин и Пирея7, историю перехода морской гегемонии к афинянам (I, 89-96) и экскурс о Павсании и Фемистокле (I, 128-138). Хотя Фукидид и не может быть назван прямым современником всего периода пентеконтаэтии, обзор относящихся к этим годам событий написан им с обычной для него тщательностью и добросовестностью. Фукидид, несомненно, был хорошо знаком с недошедшей до нас исторической литературой того времени, в частности, с произведением писавшего о пентеконтаэтии Гелланика. При этом Фукидид располагал возможностью проверять сведения, черпаемые им из литературных и документальных источников, с которыми он также был хорошо знаком, путём расспросов представителей старшего поколения - непосредственных очевидцев и деятелей этого пятидесятилетия. Фукидида существенно дополняет Диодор Сицилийский. В соответствующей части его "Всемирной истории" (IX, 37 сл.), по-видимому, было использовано изложение истории пентеконтаэтии Эфора. Ряд важных сведений о периоде пентеконтаэтии сообщает Плутарх в биографиях наиболее видных деятелей рассмативаемого времени: Фемистокла, Аристида, Кимона и Перикла. Внутренняя история Афин этих десятилетий отражена в "Афинской политии" Аристотеля, в так называемой псевдоксенофонтовой "Политии", вышедшей из-под пера ярого олигарха, противника афинского демократии. Отдельные сведения по истории пентеконтаэтии можно почерпнуть у целого ряда других писателей, в том числе и латинских (Корнелий Непот, Юстин).

Сведения, сообщаемые этими античными авторами, дают возможность с уверенностью утверждать, что в основе изложения истории пентеконтаэтии у различных античных писателей лежат неоднородные первоисточники. Трактовка одних и тех же событий у Фукидида, Плутарха, Диодора и Аристотеля неодинакова. Наиболее надёжным источником по этому периоду должен быть признан, безусловно, Фукидид. Источниками первостепенной важности по пентеконтаэтии служат также надписи, нумизматические данные и археологический материал. Из надписей особое значение имеют списки павших в битвах афинских граждан, списки фороса, выплачиваемого Афинам членами Делосского морского союза, а также декреты афинского народного собрания. На основании совокупности всех упомянутых данных история пентеконтаэтии может быть воспроизведена лишь в общих чертах. Многие, может быть весьма важные, подробности о происходивших тогда событиях, очевидно, навсегда для нас утрачены. Но и при таких условиях основные тенденции в историческом развитии эллинского мира намечаются с достаточной ясностью.

История древней Греции / Под ред. В.И. Авдиева, А.Г. Бокщанина, Н.Н. Пикуса. М., 1972. С. 183; 167-168.

К сожалению, этот период Греции недостаточно освещён источниками. История Геродота оканчивается 478 г. до н.э., а Фукидид, посвятивший свой труд Пелопоннесской войне, даёт лишь небольшой экскурс в прошлое. Но этот экскурс является ценным свидетельством современника, мастерски осветившего историю афинского морского могущества и внутриполитической борьбы в Афинах в период их наивысшего расцвета. Важные сведения Фукидид сообщает и о Спарте8 середины V в. до н.э. Внутриполитической истории Греции этого времени посвящены некоторые страницы "Афинской политии" Аристотеля. В этом труде мы находим также обстоятельное описание афинского государственного устройства классического периода. В "Политии" Аристотеля содержатся краткие сведения о спартанском государстве.

Отрывки из трудов историков классического и эллинистического времени, писавших о "пятидесятилетии", дошли до нас в сочинениях более поздних авторов - Диодора Сицилийского и Плутарха. Правда, краткие сведения Диодора не всегда достоверны и зачастую тенденциозны.

Мы располагаем лишь отрывочными и неравномерно освещающими экономическую жизнь Греции V в. до н.э. материалами. Меньше всего сохранилось источников, относящихся к середине века: это небольшое число надписей. Основные сведения дают источники последней четверти V в. до н.э. и ещё более позднего времени. Среди них надо отметить Псевдоксенофонтову "Афинскую политию", "Историю" Фукидида (например, пересказ речи Перикла на похоронах первых павших в Пелопоннесскую войну афинских воинов), сочинения Ксенофонта, Платона, речи ораторов, особенно Лисия, комедии Аристофана и т.д., а также надписи и монеты. Важные сведения имеются у поздних авторов - Страбона, Плутарха, Афинея и др. Изображения на краснофигурных вазах, найденных в разных районах Средиземного моря, остатки орудий труда, построек и других памятников материальной культуры хорошо дополняют и конкретизируют данные письменных источников.

В. Андреев. Афинская рабовладельческая демократия в западной историографии // ВДИ. 1960. № 4. С. 143.

Речи в некоторых отношениях - крайне ненадёжный вид источников. Они были рассчитаны на то, чтобы оказать определённое эмоциональное воздействие на слушателей. Способы, которыми достигалась эффективность этого воздействия, вырабатывались оратором, т.е. живым человеком, ход мыслей которого, с одной стороны, извилист и разнообразен, с другой - постоянно приводит к профессиональному штампу, схематизму и искусственности. Форма выражения, отражая в общем некую объективную реальность, в то же время является результатом такого сложного комплекса неуловимых психических движений, что анализировать её с помощью грубой арифметики ("в стольких-то случаях Демосфен сказал А, в стольких-то - Б) - по меньшей мере опрометчиво. Разумнее всего, вероятно, видеть здесь просто-напросто обычный ораторский приём, употреблявшийся во все времена. "Вы", - говорят аудитории, чтобы её расшевелить. "И правда, что же это мы?" - волнуется аудитория, и цель достигнута.

Вопросы:

1. Какие типы источников могут быть привлечены для изучения проблем Афинской демократии середины V в. до н.э?

2. Каким нарративным источникам исследователи отдают предпочтение и почему?

3. Почему наиболее надёжным источником исследователи считают "Историю Пелопоннесской войны" Фукидида?

4. Какое значение имеют данные литературных произведений и археологических раскопок для изучаемой темы?



ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-05-13