Женщины в Германии в первой половине XX века


5.  Брак, семья и сексуальность

Оглавление

В 1896 г. в Германской империи был принят и 1 января 1900 г. вступил в силу новый Гражданский кодекс, против которого в рейхстаге голосовала только фракция СДПГ. Кодекс подтверждал приоритет мужчины в семье и ущемлял права незамужней матери и внебрачного ребенка (документ 1). Новое законодательство вызвало протесты женского движения, программа которого в области брака и семьи предусматривала равенство перед законом обоих супругов (документ 2, документ 3, документ 4).

В это время браки в буржуазной среде строились на коммерческой основе. С помощью выгодной женитьбы оздоровлялся бюджет семьи, приобретались лояльные сотрудники, скреплялись коммерческие отношения и политические коалиции. Поэтому сыновья предпринимателей женились преимущественно на дочерях промышленников, торговцев, высших чиновников или верхушки интеллигенции. Дочь, способная выйти замуж, рассматривалась отцом как инвестиционный фонд, который можно было использовать на благо предприятия. Не удивительно, что представлять интересы потенциальной невесты мог лишь отец, брат или иной родственник, хотя в соответствии с моральными нормами брак мог быть заключен только по любви (документ 5, документ 6).

Буржуазная мораль была двойственной и в ином отношении: внебрачные половые связи мужчины и женщины получали в обществе совершенно разную оценку. Девушка из состоятельной семьи до первой брачной ночи должна была оставаться девственницей, в то время как мужчины могли иметь добрачные половые контакты с проститутками или с девушками из нижних социальных слоев (документ 7).

Хотя вследствие традиционного воспитания девушки из богатых семей даже в двадцатилетнем возрасте часто не знали значения слова "проституция", немецкое общество уже было готово к обсуждению некоторых прежде табуированных тем. Так, на рубеже XIX-XX вв. в популярных журналах публиковались материалы дискуссии медиков о женской сексуальности. И если одни утверждали, что женщина заинтересована не столько в сексуальной близости, сколько в душевном взаимопонимании и именно эти ее "природные задатки" являются гарантом сохранения брака и семьи, то другие доказывали, что фригидность женщин является только следствием отсутствия сексуального воображения мужчин. Открытое заявление о том, что женщины, как и мужчины, имеют сексуальные интересы и могут удовлетворять их в браке и вне его, было полным разрывом с "хорошим" обществом. Женские союзы выступили с критикой двойной морали общества, которое объявляет проституток преступницами, но не порицает их клиентов. Они добивались отмены государственной регламентации проституции и требовали социально-политических мероприятий для устранения экономических причин этого явления. К числу подобных организаций относился Союз защиты матери и сексуальной реформы, основанный в 1905 г. Хелен Штёкер (документ 8).

Несмотря на демократизацию общественной жизни в период республики, брачно-семейное законодательство оставалось консервативным и, по мнению женского движения, требовало реформ (документ 9).

* * *

Первая половина XX в. характеризуется глубокими изменениями в быте и образе жизни людей. Так, в начале столетия снабжение газом и водой и наем двух служанок полностью освобождали жену промышленника или высокопоставленного чиновника от домашней работы, а детская одежда, которую раньше шили самостоятельно, теперь покупалась в готовом виде. Жена фабриканта руководила домашним хозяйством и прислугой, заботилась об имидже дома, подобающем его социальному статусу. Своим видом она свидетельствовала о процветании и стабильности предприятия супруга. Ее демонстративная праздность, модный гардероб и дорогие украшения, участие в культурной жизни общества считались мерилом буржуазного благосостояния. Совершенно иной была повседневная жизнь фабричной работницы. В то время как рабочие-мужчины в свободное время посещали пивные, играли в футбол или участвовали в политических собраниях, их жены готовили пищу, наводили порядок в квартире, покупали продукты, ухаживали за детьми. Воскресенье использовалось для большой стирки и починки одежды (документ 10).

Первая мировая война вызвала сокращение продовольственного рациона, прежде всего, малообеспеченных семей, вызвала перебои с топливом, сложности с приобретением одежды и других предметов потребления. Решение этих бытовых проблем полностью легло на плечи женщин. Порой женщины из буржуазных кругов, уровень потребления которых был несравнимо выше, демонстрировали национальную солидарность и оказывали помощь пролетарским домохозяйкам (документ 11).

В конце 20-х гг. возник новый идеал женщины - молодой служащей, которая не интересуется политикой, активно пользуется средствами массовой информации, новыми товарами и услугами. Она представлялась весьма самостоятельной, со стрижкой под мальчика, загримированным лицом, модной одеждой, сигаретой, работающей машинисткой или продавщицей и проводящей свободное время на танцах или в кинотеатрах. Хотя реальная жизнь молодой служащей с низким заработком и большой продолжительностью рабочего дня не соответствовала этому идеалу, консервативная традиция выдвинула свой образ жены и матери, рациональной домохозяйки, проводящей всю жизнь в кругу семьи. Именно этот идеал получил дальнейшее развитие в условиях нацистского господства (документ 12).

В третьем рейхе профессия домохозяйки считалась основным занятием женщины и прославлялась в выступлениях лидеров нацистской партии и государства, периодической печати и научной литературе, примером которой является книга популярного в нацистской Германии педагога Франца Каде "Поворот в воспитании девушек" (документ 13). Изобретение стиральных машин, холодильников и пылесосов пока мало отразилось на труде домохозяйки. По ценам эти бытовые приборы были доступны только самым состоятельным семьям. Зато подготовка германского фашизма к войне вызвала сокращение продовольственных рационов, ухудшение качества продуктов питания, нехватку товаров быта, и нацистское руководство потребовало от женщин терпения (документ 14). Однако жены партийных функционеров вели себя как женщины из традиционного "высшего слоя" и не желали наравне с другими соотечественницами нести тяготы военного времени. Руководство НСДАП напрасно призывало их придерживаться принципов распропагандированной партийной этики (документ 15).

* * *

В течение всей первой половины XX в. внимание общественности приковывал параграф 218 Уголовного кодекса, предусматривавший уголовную ответственность за аборты. До прихода к власти нацистов количество абортов постоянно нарастало. Презервативы были мало известны в рабочей среде и довольно дороги, и в условиях невысоких доходов семьи аборт являлся единственным выходом. Однако нелегальные аборты часто приводили к гибели женщин. Поэтому массовое движение коммунистических и социал-демократических женщин, сторонников сексуальной реформы и феминисток выступало за отмену 218-го параграфа. В 1920 г. фракция СДПГ в рейхстаге предложила проект закона об освобождении от уголовной ответственности за аборт, сделанный в течение первых трех месяцев беременности. Но только через шесть лет под давлением социал-демократов уголовные наказания за аборт были смягчены. Папская энциклика "О христианском браке" (1930) приравнивала аборт к убийству и запрещала использование противозачаточных средств как преступление против Бога и природы. Национал-социалисты, которые видели главное значение брака в рождении и воспитании детей, уже в 1933 г. восстановили 218-й параграф. Уголовным преступлением стала продажа медикаментов, средств или методов проведения абортов, были затруднены получение информации о противозачаточных средствах и их продажа (документ 16, документ 17, документ 18, документ 19).

* * *

Ужесточение уголовного преследования абортов было только одной стороной нацистской демографической политики. Расовая идеология национал-социализма придавала особое значение воспроизводству "наследственно здорового" потомства. Страх перед "вымиранием народа" стал распространяться в Германии с конца XIX в., а к 1932 г. ежегодный процент прироста населения сократился более чем втрое. В соответствии с нацистской идеологией от количества граждан зависела сила государства. К тому же при снижении численности населения заселение захваченных территорий немцами становилось проблематичным, а утверждение о том, что немецкий народ должен расширить свое жизненное пространство - неубедительным. Поэтому усилия верхушки третьего рейха по "расовому обновлению" концентрировались на поддержке многодетных семей и внебрачного материнства. Брак больше не был личным делом, он служил не индивидуальному счастью, а интересам народного сообщества. Уже первые мероприятия гитлеровского правительства по борьбе с безработицей сопровождались выдачей брачных ссуд (документ 20).

Условия получения ссуды постоянно улучшались. При среднегодовом доходе рабочего около 1 520 марок ссуда составляла 1 тыс. марок и в последующие годы увеличивалась. Во второй половине 30-х гг. женщина могла получить ссуду, сохранив за собой рабочее место. Кроме того, семьи рабочих служащих с низким доходом (менее 185 марок в месяц) ежемесячно получали дотацию в размере 10 марок на каждого пятого и следующего ребенка. С 1938 г. эта дотация выплачивалась уже семьям с тремя детьми. Накануне второй мировой войны государство выплачивало дотации на 2,5 млн. детей. Но брачные ссуды и дотации оказались малоэффективными: каждый третий брак оставался бездетным, а в каждой четвертой семье был только один ребенок. Повышение налоговых ставок на бездетные семьи не изменило эту ситуацию.

В июле 1938 г. были объявлены недействительными браки, заключенные гражданами рейха за границей, брачный возраст девушек снижался до 16 лет, а для мужчин по-прежнему составлял 21 год, хотя в исключительных случаях было возможно создание семьи с 18 лет. Кроме того, новый закон о разводе допускал прекращение брачных отношений по причине отказа одного из супругов от продолжения рода, а также расторжение бездетных или ставших бездетными браков с целью повторного создания семьи. Новым законодательством воспользовались в основном мужчины, в том числе Борман и Гиммлер. Нацисты подсчитали, что для сохранения численности немецкого народа каждая семья должна была произвести на свет не менее 4 детей, и направили на достижение этой цели значительные пропагандистские усилия (документ 21, документ 22).

Воспроизводство здорового в расовом отношении потомства, как считали национал-социалисты, было возможно только при условии физического и расового здоровья родителей. При этом особое значение как "хранительнице чистоты арийской крови" придавалось именно женщине. Поэтому пропаганда и государственное законодательство уделяли этому аспекту брака большое внимание (документ 23, документ 24, документ 25, документ 26).

Историки считают, что к началу второй мировой войны ввиду демографических и экономических потребностей подготовки к войне обещанное создание упорядоченной семейной жизни и защита чести и достоинства немецкой женщины оставались только пропагандистским лозунгом (документ 27).

Демографические процессы военного периода подталкивали партийно-государственное руководство третьего рейха к изменению законодательства и попытке ревизии традиционных моральных норм, в частности к поощрению внебрачного материнства. Еще в декабре 1935 г. Гиммлером была основана организация Лебенсборн (Источник жизни), главная задача которой состояла в заботе о незамужних матерях. Лебенсборн располагал 14 общежитиями, где содержались жены и дети эсэсовцев, а также незамужние матери. Половина из 12 тыс. детей, родившихся в этих общежитиях за 10 лет, были внебрачными. В 1939 г. Гесс в открытом письме к немецким матерям призвал на время войны отказаться от "предрассудков", а Гитлер и Гиммлер вынашивали планы отмены моногамного брака. На рубеже 1942-1943 гг. для солдатских жен был введен так называемый "отпуск для продолжения рода". Расходы на проезд и проживание в "приличной гостинице" или лесном отеле оплачивались из кассы генерального штаба СС. Даже проституция, которую Гитлер в книге "Моя борьба" назвал наихудшим явлением упадка немецкого народа, теперь характеризовалась им как "безусловная свобода любить" для немецкого мужчины, который всегда готов умереть как солдат (документ 28, документ 29, документ 30, документ 31). В действительности же моральные нормы в Германии не изменились, а законодательная дискриминация незамужних матерей смягчилась незначительно.

Для всемерного поощрения брачного и внебрачного материнства в нацистской Германии был создан культ матери, многие черты которого походили на нацистский культ мертвых. С 1939 г. многодетным матерям в зависимости от количества детей вручали бронзовый, серебряный или золотой Материнский крест. Другим стимулом к повышению рождаемости было создание имперской службы матерей, которая открыла 150 материнских школ и сотни курсов, организовывала отдых и досуг для матерей и их детей. К 1944 г. занятия в материнских школах посетило более 4 млн. женщин (документ 32). Вместо закрытых в 1933 г. брачных и сексуальных консультационных пунктов были открыты консультационные пункты для матерей, которые не только давали рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию, но и оказывали материальную помощь в виде детского белья, кроваток, продуктов. В 1938 г. работало 25 тыс. таких пунктов, которые посетило более 10 млн. женщин. Большой популярностью пользовались открытые нацистскими женскими организациями курсы ведения домашнего хозяйства: в течение пяти лет их посетило 1,8 млн. женщин, обучавшихся уходу за одеждой, консервированию овощей и фруктов, приготовлению пищи. Однако эти меры не смогли переломить современные тенденции развития семьи: в 1939 г. в среднем каждая мать имела 1-3 детей.

Стремясь всеми средствами обеспечить максимальную численность населения, национал-социалисты с трудом шли на использование женщин в вооруженных силах и пытались защитить их от негативных последствий падения нравов, которое они во многом спровоцировали сами (документ 33, документ 34, документ 35).

Одновременно жесточайшему преследованию, особенно во время войны, подвергались лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией, немцы и немки, совершившие акты "расового позора". Душевнобольные, больные наследственными болезнями, люди, неугодные в расовом отношении, подвергались принудительной стерилизации (документ 36, документ 37, документ 38).

Изучить долговременные тенденции развития семьи в Германии и определить значение различных исторических периодов поможет документ 39.



ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-24