Женщины в Германии в первой половине XX века


2.  Женщины в политической жизни Германии 1900-1945 гг.

Оглавление

Впервые немецкие женщины как политическая сила проявили себя в период революции 1848-1849 гг., а в 1865 г. в Лейпциге было основано объединение женских промысловых и образовательных организаций - Всеобщий германский женский союз (АДФ). К началу первой мировой войны он включал в свой состав 15 местных групп и 49 дочерних организаций с более чем 13 тысячами участниц. АДФ десятилетиями олицетворял собой немецкое женское движение и выдвигал различные инициативы. Его программа, разработанная в 1905 г. Хелен Ланге (1848-1930), содержала требования в области образования, производительного труда, брачно-семейных отношений, участия женщин в политической жизни страны (документ 1).

В Германской империи впервые в национальном масштабе были организованы политические партии и союзы, однако большинство этих организаций оставалось чисто мужским по составу. Равноправному участию женщин в политической жизни препятствовало государственное законодательство, остававшееся в силе до 1908 г. (документ 2) и, не в меньшей степени, антифеминистские воззрения многих политиков, ученых, журналистов, деятелей искусства. Так, еще в 1851 г. известный немецкий философ Артур Шопенгауэр написал трактат "О женщинах", в котором утверждал, что женщина в течение всей жизни остается большим ребенком - "одной из промежуточных ступеней между ребенком и мужчиной, который является настоящим человеком". Враждебные по отношению к женщинам взгляды получили продолжение в Германской империи, Веймарской республике и в период нацистского господства, всякий раз видоизменяясь под влиянием новых вызовов и угроз той или иной эпохи. Антифеминистские идеи всегда высказывали крайне правые, реакционные партии и союзы (документ 3,документ 4,документ 5 ). На выпады в адрес женщин сторонницы эмансипации подчас отвечали произведениями, направленными против всех мужчин. Примером активной антимаскулинной философии является книга Хелен фон Друсковиц (1856-1918) "Мужчина как логическая и нравственная невозможность и как проклятие мира", написанная в 1903 г. (документ 6).

* * *

Особенностью женского движения в Германии был его раскол на буржуазную и пролетарскую ветви. Буржуазное течение, ориентированное на либеральные ценности, олицетворяло созданное в 1894 г. Объединение немецких женских союзов (БДФ). Председатель БДФ и идеолог его консервативного крыла Гертруда Боймер (1873-1954), а также лидер умеренного крыла Хелен Ланге основное внимание уделяли вопросам женского образования (см. тему 3), в котором видели залог безбедного будущего для женщин из обеспеченных слоев общества. Представительницы небольшого по численности, но влиятельного радикального крыла в БДФ - Анита Аугспург (1857-1943), Лида Густава Хайман (1868-1943), Хелен Штёкер (1835-1909) - не только требовали активного и пассивного избирательного права для женщин (документ 7), но и обратились к таким ранее табуированным темам, как общественные истоки проституции, положение незамужних матерей и внебрачных детей, сексуальная мораль (см. тему 4).

Пролетарское женское движение было тесно связано с Социал-демократической партией Германии (СДПГ) и подчеркивало примат классовых различий. Сначала большая часть германского рабочего класса и его политических вождей рассматривали производительный труд женщин как "грязную конкуренцию", "давление на зарплату" и угрозу пролетарской семье. Руководитель партии Август Бебель в 1879 г. опубликовал книгу "Женщина и социализм", в которой осудил подобные взгляды и показал перспективы пролетарских женщин. Хотя через месяц после публикации книга была запрещена, она была переведена на многие языки и неоднократно переиздавалась нелегально (документ 8).

Постепенно лидером и главным теоретиком пролетарского женского движения становится Клара Цеткин (1857-1933), развивавшая теорию Бебеля. Цеткин занимала видные посты в СДПГ, в 1917 г. участвовали в создании Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ), а в 1919 г. - Коммунистической партии Германии (КПГ). Она добивалась полного профессионального и общественного равноправия женщины, ее активного участия в классовой борьбе (документ 9). О популярности целей рабочего движения в среде трудящихся женщин свидетельствует существование в первые годы XX столетия 94 пролетарских женских организаций с 10 тысячами участниц, а также их массовое членство в СДПГ и социал-демократических профсоюзах (документ 10).

Начало первой мировой войны подхлестнуло патриотические настроения всего немецкого населения. Боймер основала Национальную женскую службу (НФД), которая способствовала поддержанию внутреннего мира в стране, объединяя пролетарских и буржуазных женщин на поприще благотворительной деятельности, Ланге призвала участниц буржуазных женских организаций поддержать правительство (документ 11). Многие участницы СДПГ, такие, как Генриетта Фюрт, тоже воспевали войну и находили ей националистическое и шовинистическое оправдание (документ 12). Однако тяготы и лишения военного времени быстро вызывают разочарование - уже в 1915 г. в Германии прошла первая антивоенная демонстрация женщин, а представительницы радикального крыла буржуазного женского движения и социалистки-интернационалистки перешли на позиции пацифизма. Они выступили за мир и сохранение международных связей внутри женского движения, а после войны участвовали в создании и работе международных пацифистских организаций (документ 13, документ 14, документ 15).

* * *

В результате Ноябрьской революции 1918-1919 гг. женщины получили избирательное право и проявили небывалую политическую активность на выборах в Национальное собрание: 310 женщин было выдвинуто кандидатами в депутаты, 78% имеющих право голоса женщин участвовали в голосовании (документ 16, документ 17). Веймарская конституция предоставила женщинам формальное политическое равноправие и социально-экономические права (документ 18). Большинство женщин-парламентариев в период республики баллотировались от СДПГ, партии католического Центра, праволиберальной Немецкой народной партии (ННП) и консервативной Немецкой национальной народной партии (НННП) и занимались в рейхстаге социальной политикой, образованием, здравоохранением. Но доля женщин во всех партиях и в 20-е годы оставалась ниже их доли в населении, а все высокие партийные посты были заняты мужчинами (документ 19, документ 20).

С получением избирательного права одна из главных целей женского движения была достигнута, и его популярность снизилась. Многие представительницы буржуазного женского движения были разочарованы тем, что дальнейшая эмансипация отклоняется от их идеала. Радикальное крыло распалось, в БДФ получили преобладание союзы домохозяек и женские профессиональные организации. В начале 1932 г. в Германии насчитывалось около 230 буржуазных женских организаций, но только немногие из них решительно боролись против фашистской опасности. В центре же и на правом фланге БДФ еще со времен первой мировой войны были сильны националистические течения, а нацистский культ матери отчасти смыкался с идеологией буржуазного женского движения. Хотя БДФ критически реагировал на крайние выпады нацистов против женщин, он стал сотрудничать с партией Гитлера. В то же время такие представительницы пролетарского женского движения, как Цеткин, следуют политической линии КПГ и Коминтерна на борьбу с фашизмом (документ 21).

* * *

Гитлер считал, что мир женщины - "ее семья, ее муж, ее дети, ее дом". "Вторжение женщины в мир мужчины" было для национал-социалистов "ошибочным развитием, которое следовало повернуть назад в интересах женщины". Еще на первом общем собрании НСДАП в 1921 г. было принято решение об устранении женщин из всех руководящих органов партии. Но обращение к "естественной" сфере жизни и труда женщины отнюдь не трактовалось как ее неполноценность. Пропаганда делала прямо противоположное утверждение, не только одобряя традиционную роль женщины-матери, но и требуя выполнения этой роли и идеологически возвеличивая ее (документ 22, документ 23). Несмотря на бесспорно реакционные воззрения НСДАП во всех касавшихся женщин вопросах, на отсутствие женщин в правлении партии и нацистской фракции в рейхстаге, партия Гитлера притягивала женщин-избирательниц. Исследователи считают, что симпатии немок были вызваны обещаниями национал-социалистов укрепить положение брака и семьи в обществе, восстановить достоинство женщины как компаньонки и помощницы своего супруга и как германской матери, которая гарантирует будущее германской расы.

В нацистской Германии большинство женских организаций заявило о своем самороспуске, меньшинство присоединилось к созданному в 1931 г. союзу "Национал-социалистические женщины" (НСФ). Заменой самостоятельной политики стало обязательное участие немецких женщин в многочисленных нацистских организациях, ставивших перед собой цель мобилизации женщин на службу режиму и их идеологической обработки: Национал-социалистической благотворительности, Германском Красном Кресте, Германском трудовом фронте (ДАФ), Имперском союзе немецких домохозяек и т.д. В 1939 г. 12 миллионов женщин состояли, по меньшей мере, в одной из нацистских организаций и тем самым стабилизировали политическую систему национал-социализма. Миллионы женщин, происходивших преимущественно из мелкобуржуазной среды, заняли посты штатных и внештатных функционеров, отвечавших за идеологическую и политическую подготовку, распространение пропагандистского материала, сбор взносов, проведение различных мероприятий свободного времени, благотворительность и т.д. Главной задачей всех женских организаций было обучение матерей и культивирование "расового здоровья". При этом особое внимание нацисты уделяли подрастающему поколению (документ 24, документ 25, документ 26). Наличие в высшей иерархии третьего рейха имперской женской руководительницы Гертруды Шольц-Клинк (1902-1999) только маскировало тот факт, что гитлеровская Германия была "государством мужчин".



ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
2015-04-24